Министр промышленности Алтайского края Вячеслав Химочка рассказал, как поживает сельхозмашиностроение региона в условиях санкций. Кроме того, он прокомментировал вопрос подготовки кадров для отрасли
Несмотря на то что Алтайский край считается преимущественно аграрной территорией, есть у экономики региона и заметная промышленная сторона. Впрочем, один из ее важнейших сегментов также связан с сельским хозяйством: это специализированное машиностроение. Как эта сфера справляется с санкциями и каковы ее перспективы, в ходе онлайн-конференции 28 июня рассказ министр промышленности Алтайского края Вячеслав Химочка.
Мирный алтайский трактор
То самое сельхозмашиностроение в Алтайском крае представлено целым рядом предприятий, которые производят технику, преимущественно предназначенную для работы в полях. Среди наиболее заметных "сельских машиностроителей" региона Химочка выделил:
- Объединение компаний "Алмаз",
- "Агроцентр",
- "СиСорт",
- Алтайский завод автотракторного спецоборудования,
- "Алтайские лесные машины",
- "АСТЕР БИС".
Всего же на территории края работает порядка 30 профильных предприятий. Доля их продукции в общем объеме производства алтайского машиностроения составляет 20%. По итогам 2021 года компании этой отрасли произвели продукции на сумму порядка 14 млрд рублей, что оказалось на 68,7% выше, чем в 2020 году.
Впрочем, нужно отметить, что стоимость одной единицы продукции отрасли также очень высока и может доходить до миллионов рублей, например в случае с оборудованием для очистки зерна. Кроме того, нельзя упускать из виду и тот факт, что 2020 год оказал негативное влияние на все сегменты экономики и часть упомянутого роста связана скорее с процессами восстановления.
Вячеслав Химочка оценил успехи сферы более чем положительно. Подтверждают это приведенные чиновником цифры:
"По данным Ассоциации "Росспецмаш" (...), в регионе в 2021 году было произведено более 40% от общероссийского производства всех типов плугов и борон, более 60% комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, порядка 60% глубокорыхлителей, около 22% запасных частей к сельскохозяйственной технике", – сообщил министр.
Так, тот же Рубцовский завод запасных частей (входит в уже упомянутое объединение "Алмаз") лидирует в России по производству чизельных плугов, а АО "АНИТИМ" находится на первом месте по выпуску пружинных борон.
Так что дела у алтайский "машинистов" идут очень неплохо. Однако кое-что этой идиллической картине может помешать. Это, разумеется, злополучные экономические санкции.
Все свое, родное
Впрочем, как заверил вопрошающих представителей СМИ министр, экономическое давление "локомотиву" алтайского машиностроения тоже совсем не помеха. По крайней мере, об этом отчитываются сами производители.
"Несмотря на санкционную политику ряда стран в отношении российского бизнеса, предприятия сельхозмашиностроения успешно преодолевают возникающие трудности. Так, практически все компании проинформировали об отсутствии критической зависимости от импортных комплектующих", – заявил чиновник.
Экспортные поставки продолжаются, комплектующим находят аналоги, и в отрасли "сохраняется стабильная ситуация".
А у некоторых представителей отрасли даже имеются и достаточно амбициозные планы на будущее. Так, завод "Алтайские лесные машины" работает над инвестпроектом по строительству дополнительных производственных площадей. А барнаульский завод мехпрессов запускает проект по производству колесных дисков для сельхозтехники.
Правительства страны и края также по мере сил помогают отрасли. Алтайские предприятия только в 2021 году получили субсидии более чем на 233 млн рублей из федеральной казны, а также ряд субсидий поменьше (на суммы 12,3 млн рублей и 6,3 млн рублей) из бюджета края. Кроме того, управляющая компания первого в регионе промышленного технопарка "Юг Алтая" получила из закромов страны и региона помощь в размере 505,5 млн рублей.
Кадры решают все
Чтобы техника приносила пользу, ее недостаточно просто произвести. Нужно, чтобы ей банально кто-то пользовался (а также в случае чего мог обслужить и починить). Нужны и специалисты высшего звена, способные спроектировать новые образцы или улучшить существующие.
Вопрос о последних в ходе онлайн-конференции поднял некий неравнодушный житель Алтайского края, по словам которого, набор на профильную специальность "наземные транспортно-технологические системы" в Алтайском техническом университете фактически сошел нет.
По словам Химочки, на упомянутом направлении подготовки свет клином не сошелся: инженерные кадры и конструкторов готовят по разным специальностям, а ведущие предприятия даже имеют собственные инженерно-технологические службы. Для совершенствования кадров есть и отдельная мера господдержки: профессиональное обучение, переобучение и прочее "усовершенствование" для руководителей и специалистов предприятий.
Что же касается названной конструкторской специальности в АлтГТУ, то по ней в текущем году и правда сократилось число выделяемых бюджетных мест: с 57 до 33. Впрочем, контрольные цифры приема на это направление снизились по всей стране.
А вот другие направления, связанные с подготовкой конструкторов для сельхозмашиностроения, показывают рост: в техническом университете количество бюджетных мест по направлениям "машиностроение" и "электро– и теплоэнергетика" увеличилось по сравнению с 2021 годом на 45% и 19% соответственно. Магистратура по специальности "техника и технологии наземного транспорта" также получила 15 бюджетных мест.