Режим экономии "выгнал" покупателей из гипермаркетов в магазины у дома

Магазин. Продукты. Хлеб.
Магазин. Продукты. Хлеб. Фото: Виталий Барабаш

Привычный формат, в котором работают многие продуктовые сети, в 2023 году стал показывать темпы прироста, которых ритейлеры давно не помнят

Прирост числа покупателей в магазинах торговой сети "Мария-Ра" в 2023 году исчисляется двузначными цифрами, рассказал "Толку" ее представитель Станислав Ломов. Он таким образом подтвердил общий для Сибири тренд по возврату большой популярности у населения формата "магазин у дома". О тендеции, в частности, говорили эксперты на ноябрьском форуме "Дни ритейла Сибири" в Новосибирске.

"Формат магазинов у дома, гастрономов показывает возврат покупателей, увеличение трафика, чего не было давно. И если в прошлом году были основными выгодоприобретателями от ситуации [на рынке] стали дискаунтеры, то в этом мы видим изменение потребительского поведения", – рассказал на форуме Михаил Климович, руководитель сетей "Красный Яр" (гастрономы) и "Батон" (дискаунтеры), обе работают в Красноярском крае и входят в X5 Group.

Острая нужда: почему бизнес Барнаула инвестирует в склады и равнодушен к ТЦ

Барнаульских предпринимателей не интересуют вложения в строительство торговых центров, но они готовы возводить и арендовать логистические центры и цеха

По мнению экспертов, именно формат магазина у дома сегодня наиболее успешно удовлетворяет два основных запроса покупателя: на экономию и на определенное качество сервиса.

"Мы можем обеспечить цену в наших магазинах не выше, чем в гипермаркетах. За счет выстроенной логистики и масштаба сети нам удается достаточно дешево довезти до магазина у дома качественный товар – тот, что продается и в гипермаркетах. У 1,3 тысяч магазинов "Мария-Ра" издержки будут гораздо ниже, чем у сети гипермаркетов, у которой по всей Сибири – около 50 магазинов, – объяснил Станислав Ломов. – И такого большого выбора покупателю больше не нужно, потому что его задача – сэкономить. То есть, грубо говоря, по цене магазины у дома выгоднее, в них не нужно далеко ехать и это не дискаунтеры, в некоторые из которых зайти невозможно".

По мнению Михаила Климовича, магазины у дома "отъедают" потребителей не только у гипермаркетов, но и у дискаунтеров, которые в 2022 году оказались самым востребованным форматом на фоне основного покупательского тренда на экономию.

Глава алтайской ФНС – о том, как выросли доходы жителей и обороты в торговле

Алексей Легостаев – о поступлении налогов, обороте денег в торговле и других маркерах, говорящих о благосостоянии жителей и бизнеса в регионе

"Дискаунтеров открывается больше, чем любых других форматов. Сейчас их запустить проще. И они работают в плюс. Но мы наблюдаем у них гораздо меньший лайк, чем у формата магазина у дома", – говорит Климович. (Речь идет об отраслевом термине like for like, когда сравниваются показатели работы сети без учета открытых или закрытых магазинов, то есть сравнивается "подобное с подобным" . – Прим. ред).

Более того, Климович полагает, что и будущее, скорее, останется не за дискаунтерами.

"Мы четко видим потребность людей во вкусе, свежести и качестве. Это связано с желанием баловать себя, наполнять жизнь позитивными эмоциями, с растущим трендом на здоровый образ жизни, на заботу о себе, о семье, на приветливое отношение в магазинах. Покупатель хочет получить свой кусочек счастья в магазине, где он оставляет деньги. Когда он приходит за низкой ценой, он счастье, конечно, тоже получает, но довольно маленькое. А ему хочется большего. Это с форматом дискаунтера не очень соотносится", – объяснил эксперт.

Отрасль ритейла сейчас на подъеме, констатировали эксперты форума. Реальные доходы населения и уровень их потребления растут. Частично возросший оборот "съедает" инфляция, однако и реальный рост продаж колеблется в районе 4%. Ключевым фактором, влияющим на принятие решения о покупке, является цена – ее как главный критерий называют 89% потребителей, согласно исследованиям NielsenIQ. На втором месте – привлекательность скидок.
Временные трудности. Почему в барнаульских магазинах сложился дефицит курятины

Жители краевой столицы продолжают жаловаться на то, что далеко не всегда могут найти в торговых точках куриное мясо. В профильном региональном управлении назвали причину такой ситуации

Лента новостей