Привычный формат, в котором работают многие продуктовые сети, в 2023 году стал показывать темпы прироста, которых ритейлеры давно не помнят
Прирост числа покупателей в магазинах торговой сети "Мария-Ра" в 2023 году исчисляется двузначными цифрами, рассказал "Толку" ее представитель Станислав Ломов. Он таким образом подтвердил общий для Сибири тренд по возврату большой популярности у населения формата "магазин у дома". О тендеции, в частности, говорили эксперты на ноябрьском форуме "Дни ритейла Сибири" в Новосибирске.
"Формат магазинов у дома, гастрономов показывает возврат покупателей, увеличение трафика, чего не было давно. И если в прошлом году были основными выгодоприобретателями от ситуации [на рынке] стали дискаунтеры, то в этом мы видим изменение потребительского поведения", – рассказал на форуме Михаил Климович, руководитель сетей "Красный Яр" (гастрономы) и "Батон" (дискаунтеры), обе работают в Красноярском крае и входят в X5 Group.
По мнению экспертов, именно формат магазина у дома сегодня наиболее успешно удовлетворяет два основных запроса покупателя: на экономию и на определенное качество сервиса.
"Мы можем обеспечить цену в наших магазинах не выше, чем в гипермаркетах. За счет выстроенной логистики и масштаба сети нам удается достаточно дешево довезти до магазина у дома качественный товар – тот, что продается и в гипермаркетах. У 1,3 тысяч магазинов "Мария-Ра" издержки будут гораздо ниже, чем у сети гипермаркетов, у которой по всей Сибири – около 50 магазинов, – объяснил Станислав Ломов. – И такого большого выбора покупателю больше не нужно, потому что его задача – сэкономить. То есть, грубо говоря, по цене магазины у дома выгоднее, в них не нужно далеко ехать и это не дискаунтеры, в некоторые из которых зайти невозможно".
По мнению Михаила Климовича, магазины у дома "отъедают" потребителей не только у гипермаркетов, но и у дискаунтеров, которые в 2022 году оказались самым востребованным форматом на фоне основного покупательского тренда на экономию.
"Дискаунтеров открывается больше, чем любых других форматов. Сейчас их запустить проще. И они работают в плюс. Но мы наблюдаем у них гораздо меньший лайк, чем у формата магазина у дома", – говорит Климович. (Речь идет об отраслевом термине like for like, когда сравниваются показатели работы сети без учета открытых или закрытых магазинов, то есть сравнивается "подобное с подобным" . – Прим. ред).
Более того, Климович полагает, что и будущее, скорее, останется не за дискаунтерами.
"Мы четко видим потребность людей во вкусе, свежести и качестве. Это связано с желанием баловать себя, наполнять жизнь позитивными эмоциями, с растущим трендом на здоровый образ жизни, на заботу о себе, о семье, на приветливое отношение в магазинах. Покупатель хочет получить свой кусочек счастья в магазине, где он оставляет деньги. Когда он приходит за низкой ценой, он счастье, конечно, тоже получает, но довольно маленькое. А ему хочется большего. Это с форматом дискаунтера не очень соотносится", – объяснил эксперт.