Эксперты и депутаты АКЗС познакомились с производством, оценили динамику объемов и узнали о нюансах введения маркировки
Барнаульский пивоваренный завод (БПЗ) в 2023 году произвел порядка 12 млн декалитров слабоалкогольных и безалкогольных напитков, вышел на новые зарубежные рынки и заплатил в бюджеты 2,6 млрд рублей налогов. Все это – на фоне введения маркировки и острой конкурентной борьбы. Как предприятие и отрасль живут в текущих условиях, обсудили эксперты и депутаты на выездном совещании бюджетного комитета АКЗС.
Точки роста и конкуренции
Как рассказал начальник Алтайпищепрома Александр Большаков, за 11 месяцев 2023 года производители края изготовили в натуральном выражении примерно тот же объем безалкогольных напитков, что и за год до этого. Производство пива чуть сократилось.
"Это высококонкурентный рынок, со стороны как федералов, так и региональных брендов, которые не позволяют увеличить рынок продаж. Это влияние и мелких пивоваренных компаний, которые производят крафтовое пиво. Поэтому крупные пивоваренные предприятия идут в развитие экспорта продукции, на инорегиональные рынки, в расширение ассортиментной линейки", – объяснил Большаков.
Тренд в целом подтвердил и директор по стратегическому развитию БПЗ, председатель бюджетного комитета АКЗС Александр Локтев. По его словам, производство безалкогольных напитков предприятие сегодня рассматривает как главную точку роста, их объемы и номенклатура продолжают расти.
Из общего объема производства безалкогольных напитков на БПЗ 40% составляют лимонады в кегах, остальные реализуются в ПЭТ-бутылках и алюминиевых банках. Предприятие производит также чаи, квас, энергетики и недавно выведенный на рынок продукт – спортивный изотоник.
По словам Локтева, по пиву БПЗ в целом удается сохранять объемы, хотя конкуренция на рынке, прежде всего ценовая, очень высока. В первую очередь – с крупными федеральными игроками, которым большие объемы производства позволяют предлагать более низкую цену для ритейла.
"Кроме того, они пытались ранее лоббировать внесение поправок в техрегламенты, изменение рецептурных характеристик, которые негативно влияли бы на качество, но позволяли удешевлять продукцию. Мы же считаем, что необходимо сохранять качество продукции", – сказал Локтев.
По его словам, на БПЗ на постоянной основе проводится комплекс работ по модернизации производства пивоваренной и безалкогольной продукции, что способствует и улучшению качества, и расширению ее ассортимента.
Маркировка не по щелчку
2023 год стал ключевым для отрасли с точки зрения введения маркировки – и на пиво, и на безалкогольные напитки: к системе "Честный знак" подключались новые виды продукции, варианты тары.
"Система по сути такая же, как и ЕГАИС: она призвана обеспечить прослеживаемость продукции от производителя до потребителя. Это потребовало приобретения более сложного оборудования, обучения персонала. Запуск системы происходит не по щелчку, иногда идет сложно. В ряде случаев происходило даже замедление объемов производства. Любой сбой программы в системе "Честный знак" несет риски остановки целых линий – до устранения повреждений", – рассказал Евгений Василенко, главный технолог БПЗ.
По словам Александра Локтева, эффект внедрения маркировки будет, скорее всего, отложенным, когда все участники рынка – от производителя до каждой торговой точки – будут работать в прозрачном правовом поле.
На Ближний Восток
Сегодня предприятия отрасли нацелены на поиск новых рынков сбыта, в том числе за рубежом.
Продукция БПЗ уже сегодня продается в Казахстане, Узбекистане. В конце прошлого года заключены контракты с Таджикистаном и Туркменистаном. Небольшие объемы пива идут в северные районы Китая. Продолжаются переговоры с индийскими партнерами.
Еще одно перспективное направление, рассказал Александр Локтев, – это Ближний Восток. Сегодня рассматриваются варианты входа на рынки Афганистана, Пакистана и Ирана.
LjN8K3y27
Рекламодатель: ОАО "Барнаульский Пивоваренный завод" ИНН 2222010839