Взрывоопасно: Счетная палата нашла серьезные нарушения в покупке ГСМ для краевых ДСУ

Ремонт дороги
Ремонт дороги Фото: t.me/mintrans22

В компаниях, которые стали выгодополучателями нарушений при закупках в дорожной отрасли, есть барнаульский и красноярский следы

Три государственных ДСУ Алтайского края закупали ГСМ и битум по цене, до 30% превышавшей рыночную, а также необоснованно укрупняли лоты по приобретению песка и щебня. Эти и другие выводы содержатся в проекте отчета Счетной палаты региона по итогам ее работы в 2023 году (есть в распоряжении редакции), с ним руководитель ведомства Виктор Миненок выступит на сессии краевого заксобрания 6 июня.

В 2022-2023 годах Счетная палата проверила работу трех краевых ДСУ – Центрального, Юго-Западного и Северо-Восточного. В частности, их закупки битума, бензина, дизтоплива, песка и щебня в 2021 году – на общую сумму 4 млрд рублей. Именно эти позиции совокупно составляют около 60% в стоимости ремонта дорог.

"Проверкой установлен ряд существенных нарушений и недостатков", – говорится в отчете.

Завышали без стеснения

ДСУ проводили закупки ГСМ и битума не напрямую. Их оператором выступало АО "Управление производственно-технологической комплектации" (УПТК). 10 лет назад это было государственное унитарное предприятие. Сейчас учредители не раскрыты, но на сайте Алтайкрайимущества УПТК значится как 100%-й госактив. Так вот эта организация провела для трех ДСУ за год 204 закупки. Только агентское вознаграждение за каждую обходилось в среднем в 45 и 30 тысяч рублей соответственно в 2020 и 2021 годах.

Алтайские дорожники сработали с прибылью в полмиллиарда рублей

Самую большую выручку и минимальную чистую прибыль показало одно и то же дорожное предприятие региона – Барнаульское ДСУ №4

Какой была схема? В конце 2020 года УПТК согласовала с минтрансом края закупку ГСМ и битума у единственного поставщика. По итогам торгов ДСУ заключили рамочные договоры на поставку: на ГСМ – с барнаульской фирмой "Терминал" совокупно для трех ДСУ на 650 млн рублей, на битум – с сочинской "КрасБитум" на 550 млн.

"УПТК самостоятельно, без учета мнения предприятий дорожного хозяйства, сформировало начальную максимальную цену договоров на поставку нефтепродуктов", – говорится в отчете. При этом точный объем закупаемых ГСМ и битума в договорах прописан не был. Предполагалось, что это, так же как и цена, будет регулироваться допсоглашениями.

Однако в июне 2021 года в УФАС края признали такой порядок закупки нарушающим закон о защите конкуренции. В положения о закупках внесли изменения, и антимонопольщики никаких предписаний делать не стали, в том числе о расторжении "неправильно" заключенных ранее договоров.

Так ДСУ продолжали закупать и битум, и ГСМ. Когда они исчерпывали максимальную цену договоров, то снова обращались в УПТК, и те снова объявляли допзакупки. ДСУ получали допсоглашения к договорам с "Терминалом" и "КрасБитумом", увеличивавшие цену нефтепродуктов на 30%, пишет в отчете Счетная палата.

В ведомстве сравнили цены на ГСМ, которые в то время выставляли "Роснефть" и "Газпромнефть", с теми, по которым закупали топливо ДСУ. Первые оказались "значительно ниже".

"Расходы предприятий дорожного хозяйства на приобретение ГСМ по договорам, заключенным с ООО "Терминал", были завышены относительно мелкооптовых цен ПАО "НК "Роснефть" на 10 млн рублей, относительно цен ПАО "Газпромнефть" – на 15 млн рублей", – говорится в отчете. При этом "Терминалу" еще и заплатили мелкооптовую премию в 11,4 млн рублей.

В Алтайском крае намерены акционировать известные госпредприятия

В "приватизационный" список попали гостиница "Колос", Колыванский камнерезный завод и ряд других организаций. Впрочем, это происходит не в первый раз

То же самое было с ценами на битум. Общее превышение расходов ДСУ за 2021 год над средними ценами по СФО "расчетно составило 227,9 млн рублей". Плюс мелкооптовая премия "КрасБитуму" в 43,4 млн.

Всего ДСУ купили у "Терминала" ГСМ на 480 млн рублей (80,8% от стоимости всех заключенных договоров на поставку топлива), у "КрасБитума" – битума на 957,5 млн (100%).

В результате такого "сотрудничества" выручка "Терминала" за 2021 год увеличилась в 2,2 раза и составила 868,6 млн рублей, выручка "КрасБитум" выросла в 12,3 раза – почти до 1,5 млрд, констатируют аудиторы.

Но и это не все. Обе компании неоднократно нарушали сроки поставки, и им никто не предъявлял финансовые претензии. Более того, ДСУ оплачивали доставку битума от места отгрузки до точки поставки. Расстояния никак не согласовывались, "КрасБитум" их завышал. В итоге перерасход только на эти цели составил более 15 млн рублей.

Кто получил выгоду

УПТК принадлежит краю. В 2020-2022 годах ее возглавлял Аркадий Шатунов, который, судя по данным "Спарк-Интерфакс", из Красноярского края. Там он входил или входит в руководящие органы трех компаний, в том числе двух связанных с нефтепереработкой.

Компания "Терминал" – барнаульская. Ее владелец – Денис Балахнин, которому также принадлежат "Апромак" и "Алтай спец транс" – компании, занимающиеся арендой, лизингом и в целом работой грузового автотранспорта. "Терминал" действительно существенно нарастил выручку в 2021 году и продолжил ее увеличивать далее.

"КрасБитум" – компания, которая раньше была зарегистрирована в Сочи. Всплеск ее оборота в 2021 году оказался разовым, в 2022-м он рухнул с почти 1,5 млрд до 33 млн рублей. А с марта этого года компания больше не существует. Ее собственником был Сергей Самаркин, основная бизнес-деятельность которого была также связана с Красноярским краем. Там он также торговал топливом. Сейчас он не является участником каких-то компаний, судя по данным ЕГРЮЛ.

Как песок сквозь пальцы

Крупный бизнесмен Иван Вдовин стал основным владельцем Барнаульского ДСУ №4

Представитель известной предпринимательской семьи, имеющей интересы в топливной, строительной, туристической отраслях, приобрел важный актив у экс-начальника Алтайавтодора

Счетная палата проверила еще 116 договоров на 2,5 млрд рублей – на поставку песка и щебня. Из них 21 заключили по итогам конкурентных торгов. Но по деньгам именно эти договоры составили 85% от общего объема. Победителями стали три компании – "Национальная нерудная компания", "Нерудная компания Алтая" и "Усть-Каменский щебень".

Аудиторы проанализировали документы и пришли к выводу, что ДСУ необоснованно укрупняли закупки. Например, в три закупки Северо-Восточного ДСУ включили 845 тыс. тонн песка и щебня, а это почти 90% от общего количества инертных материалов, предусмотренных 56 договорами. В двух других ДСУ картина была похожая.

Кроме того, запланированный в этих крупных лотах объем материалов был значительно больше даже годовой потребности: у Северо-Восточного ДСУ – на 35,5%, у Юго-Западного – на 98,7%, у Центрального – на 38%.

В закупки объединялись материалы, различные по составу и местам поставки. И доставлять их нужно было в течение всего строительного сезона – с апреля по октябрь.

"Существовала объективная возможность разделения закупки на несколько лотов, что позволило бы повысить конкурентность при и <…> обеспечить экономию средств", – сделали вывод в Счетной палате.

Закупки проводило все то же УПТК, включавшее в том числе в лоты и инертные материалы, "потребность в которых у предприятий дорожного хозяйства отсутствовала и поставка которых впоследствии не осуществлялась".

Очередного начальника отдела Упрдор Алтай поймали на коррупции

За некачественно сделанные дороги должны были накладываться штрафы, применяться понижающий сумму контракта коэффициент, но начальник отдела этого не предпринимал

В итоге все эти "укрупненные" договоры исполнили не в полном объеме. При этом Северо-Восточное и Центральное ДСУ дополнительно приобретали аналогичные инертные материалы в те же места поставки, но по другим договорам с более высокими ценами. Результат – почти 10 млн неэффективно израсходованных средств.

Палата выявила и некорректное формирование начальной цены. Например, для ее определения не использовалась информация от большинства карьеров-производителей, подходящих по характеристикам материалов и "плечу" доставки.

Отчеты об итогах проверок палата передала в краевой парламент и правительство, она же выдала представления самим ДСУ. Минтранс "в целях недопущения выявленных фактов нарушений и недостатков в дальнейшем, а также для устранения их причин и условий" ввел в ДСУ должности заместителей начальника по безопасности и внутреннему контролю. Также руководство ДСУ приняло "отдельные кадровые решения".

Напомним, в этом году все государственные ДСУ края, а их пять, сменят статус – их акционируют. Они перестанут быть унитарными предприятиями в связи с требованиями законодательства, но сохранят государство как собственника.

Руководителей пяти государственных ДСУ Алтая переназначат на три года

В следующем году краевые дорожные предприятия перестанут быть унитарными, их акционируют по требованию федерального законодательства

Лента новостей