В компаниях, которые стали выгодополучателями нарушений при закупках в дорожной отрасли, есть барнаульский и красноярский следы
Три государственных ДСУ Алтайского края закупали ГСМ и битум по цене, до 30% превышавшей рыночную, а также необоснованно укрупняли лоты по приобретению песка и щебня. Эти и другие выводы содержатся в проекте отчета Счетной палаты региона по итогам ее работы в 2023 году (есть в распоряжении редакции), с ним руководитель ведомства Виктор Миненок выступит на сессии краевого заксобрания 6 июня.
В 2022-2023 годах Счетная палата проверила работу трех краевых ДСУ – Центрального, Юго-Западного и Северо-Восточного. В частности, их закупки битума, бензина, дизтоплива, песка и щебня в 2021 году – на общую сумму 4 млрд рублей. Именно эти позиции совокупно составляют около 60% в стоимости ремонта дорог.
"Проверкой установлен ряд существенных нарушений и недостатков", – говорится в отчете.
Завышали без стеснения
ДСУ проводили закупки ГСМ и битума не напрямую. Их оператором выступало АО "Управление производственно-технологической комплектации" (УПТК). 10 лет назад это было государственное унитарное предприятие. Сейчас учредители не раскрыты, но на сайте Алтайкрайимущества УПТК значится как 100%-й госактив. Так вот эта организация провела для трех ДСУ за год 204 закупки. Только агентское вознаграждение за каждую обходилось в среднем в 45 и 30 тысяч рублей соответственно в 2020 и 2021 годах.
Какой была схема? В конце 2020 года УПТК согласовала с минтрансом края закупку ГСМ и битума у единственного поставщика. По итогам торгов ДСУ заключили рамочные договоры на поставку: на ГСМ – с барнаульской фирмой "Терминал" совокупно для трех ДСУ на 650 млн рублей, на битум – с сочинской "КрасБитум" на 550 млн.
"УПТК самостоятельно, без учета мнения предприятий дорожного хозяйства, сформировало начальную максимальную цену договоров на поставку нефтепродуктов", – говорится в отчете. При этом точный объем закупаемых ГСМ и битума в договорах прописан не был. Предполагалось, что это, так же как и цена, будет регулироваться допсоглашениями.
Однако в июне 2021 года в УФАС края признали такой порядок закупки нарушающим закон о защите конкуренции. В положения о закупках внесли изменения, и антимонопольщики никаких предписаний делать не стали, в том числе о расторжении "неправильно" заключенных ранее договоров.
Так ДСУ продолжали закупать и битум, и ГСМ. Когда они исчерпывали максимальную цену договоров, то снова обращались в УПТК, и те снова объявляли допзакупки. ДСУ получали допсоглашения к договорам с "Терминалом" и "КрасБитумом", увеличивавшие цену нефтепродуктов на 30%, пишет в отчете Счетная палата.
В ведомстве сравнили цены на ГСМ, которые в то время выставляли "Роснефть" и "Газпромнефть", с теми, по которым закупали топливо ДСУ. Первые оказались "значительно ниже".
"Расходы предприятий дорожного хозяйства на приобретение ГСМ по договорам, заключенным с ООО "Терминал", были завышены относительно мелкооптовых цен ПАО "НК "Роснефть" на 10 млн рублей, относительно цен ПАО "Газпромнефть" – на 15 млн рублей", – говорится в отчете. При этом "Терминалу" еще и заплатили мелкооптовую премию в 11,4 млн рублей.
То же самое было с ценами на битум. Общее превышение расходов ДСУ за 2021 год над средними ценами по СФО "расчетно составило 227,9 млн рублей". Плюс мелкооптовая премия "КрасБитуму" в 43,4 млн.
Всего ДСУ купили у "Терминала" ГСМ на 480 млн рублей (80,8% от стоимости всех заключенных договоров на поставку топлива), у "КрасБитума" – битума на 957,5 млн (100%).
В результате такого "сотрудничества" выручка "Терминала" за 2021 год увеличилась в 2,2 раза и составила 868,6 млн рублей, выручка "КрасБитум" выросла в 12,3 раза – почти до 1,5 млрд, констатируют аудиторы.
Но и это не все. Обе компании неоднократно нарушали сроки поставки, и им никто не предъявлял финансовые претензии. Более того, ДСУ оплачивали доставку битума от места отгрузки до точки поставки. Расстояния никак не согласовывались, "КрасБитум" их завышал. В итоге перерасход только на эти цели составил более 15 млн рублей.
Кто получил выгоду
УПТК принадлежит краю. В 2020-2022 годах ее возглавлял Аркадий Шатунов, который, судя по данным "Спарк-Интерфакс", из Красноярского края. Там он входил или входит в руководящие органы трех компаний, в том числе двух связанных с нефтепереработкой.
Компания "Терминал" – барнаульская. Ее владелец – Денис Балахнин, которому также принадлежат "Апромак" и "Алтай спец транс" – компании, занимающиеся арендой, лизингом и в целом работой грузового автотранспорта. "Терминал" действительно существенно нарастил выручку в 2021 году и продолжил ее увеличивать далее.
"КрасБитум" – компания, которая раньше была зарегистрирована в Сочи. Всплеск ее оборота в 2021 году оказался разовым, в 2022-м он рухнул с почти 1,5 млрд до 33 млн рублей. А с марта этого года компания больше не существует. Ее собственником был Сергей Самаркин, основная бизнес-деятельность которого была также связана с Красноярским краем. Там он также торговал топливом. Сейчас он не является участником каких-то компаний, судя по данным ЕГРЮЛ.
Как песок сквозь пальцы
Счетная палата проверила еще 116 договоров на 2,5 млрд рублей – на поставку песка и щебня. Из них 21 заключили по итогам конкурентных торгов. Но по деньгам именно эти договоры составили 85% от общего объема. Победителями стали три компании – "Национальная нерудная компания", "Нерудная компания Алтая" и "Усть-Каменский щебень".
Аудиторы проанализировали документы и пришли к выводу, что ДСУ необоснованно укрупняли закупки. Например, в три закупки Северо-Восточного ДСУ включили 845 тыс. тонн песка и щебня, а это почти 90% от общего количества инертных материалов, предусмотренных 56 договорами. В двух других ДСУ картина была похожая.
Кроме того, запланированный в этих крупных лотах объем материалов был значительно больше даже годовой потребности: у Северо-Восточного ДСУ – на 35,5%, у Юго-Западного – на 98,7%, у Центрального – на 38%.
В закупки объединялись материалы, различные по составу и местам поставки. И доставлять их нужно было в течение всего строительного сезона – с апреля по октябрь.
"Существовала объективная возможность разделения закупки на несколько лотов, что позволило бы повысить конкурентность при и <…> обеспечить экономию средств", – сделали вывод в Счетной палате.
Закупки проводило все то же УПТК, включавшее в том числе в лоты и инертные материалы, "потребность в которых у предприятий дорожного хозяйства отсутствовала и поставка которых впоследствии не осуществлялась".
В итоге все эти "укрупненные" договоры исполнили не в полном объеме. При этом Северо-Восточное и Центральное ДСУ дополнительно приобретали аналогичные инертные материалы в те же места поставки, но по другим договорам с более высокими ценами. Результат – почти 10 млн неэффективно израсходованных средств.
Палата выявила и некорректное формирование начальной цены. Например, для ее определения не использовалась информация от большинства карьеров-производителей, подходящих по характеристикам материалов и "плечу" доставки.
Отчеты об итогах проверок палата передала в краевой парламент и правительство, она же выдала представления самим ДСУ. Минтранс "в целях недопущения выявленных фактов нарушений и недостатков в дальнейшем, а также для устранения их причин и условий" ввел в ДСУ должности заместителей начальника по безопасности и внутреннему контролю. Также руководство ДСУ приняло "отдельные кадровые решения".
Напомним, в этом году все государственные ДСУ края, а их пять, сменят статус – их акционируют. Они перестанут быть унитарными предприятиями в связи с требованиями законодательства, но сохранят государство как собственника.