Теперь два шинных завода краевой столицы работают под управлением новой компании - ПО "Алтайская шинная компания", но на этот раз о кардинальной смене руководства речи не идет
К руководству двух крупных шинных предприятий Барнаула — "Нортек" и "ЯШЗ Авиа" — в качестве управленцев вернулись прежние директор и собственник, следует из данных госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ). Кроме того, у одного из предприятий изменился учредитель-юрлицо, но фактически владелец остался прежним.
Тогда от руководства "Нортеком" официально отстранили Алексея Тереховича, а по данным источников "Толка", и Алексея Лукина. Управляющей компанией стал "Росхим", а фактическим руководителем – Владимир Балабанов, ранее связанный с активами ГК в Республике Башкирия.
Однако спустя год прежние управленцы вернулись в топ-менеджмент предприятий, следует из данных ЕГРЮЛ.
- С 1 ноября 2024 года управляющими директорами "Нортека" стали Алексей Терехович и Владимир Юликов (москвич, у него также есть компания "Спецэстейтпроект").
- А с 31 октября управляющими директорами "ЯШЗ Авиа" назначены Алексей Лукин и Борис Шалагин. Последний давно работает на предприятии и в последнее время, по данным инсайдеров, фактически его возглавлял. Он тоже уже был управляющим директором (до прихода "Росхима") и теперь стал им официально снова.
Кому официально принадлежат заводы
"ЯШЗ Авиа"
С 2014 года до 2 ноября 2024 года учредителем была компания "Развитие". Ее учредитель – Марина Королева. Управляющим директором до октября 2023 года здесь была Анна Сенченко, затем – "Росхим", а с 31 октября 2024 года снова вернулась Сенченко. Потому что теперь "Развитие" не имеет отношения к "ЯШЗ Авиа".
С 2 ноября у завода новый учредитель: 99,9% – у акционерного общества ПО "АШК" (Алтайский шинный комбинат"). Оно создано в январе 2024 года, его собственник – учрежденная в августе 2024 года московская компания "Промшинтех". Гендиректор ПО "АШК" – Владимир Балабанов, заходивший от "Росхима" на барнаульские предприятия.
Таким образом, "ЯШЗ Авиа" юридически сменило собственника. На каких условиях – неизвестно.
"Нортек"
Предприятие официально, как и раньше, принадлежит ТФП "Меркурий" (98,75%, Москва) и Марине Королевой (1,25%). 100%-м собственником "Меркурия" является Алексей Лукин.
"Росхим" с 1 ноября не фигурирует в документах как управляющая компания.
Между тем на предприятии теперь говорят, что работают в "Алтайской шинной компании". Именно так организация значится уже и в 2ГИС.
Зачем меняли топ-менеджмент
В 2023 году звучало несколько версий того, почему у шинного сменили команду управленцев. Было два ключевых варианта.
Первый – преодоление последствий крупного пожара конца 2022 года, после которого у предприятия на время "провалились" объемы производства (сгорел важный в цепочке цех), пришлось заново выстраивать отношения с поставщиками сырья и получателями продукции. Как рассказали "Толку" источники на предприятии, цех якобы не восстановлен. Однако на данный момент не ясно, сохранилась ли целесообразность этих инвестиций.
Второй – возможное "выпадение" из графика по разработке и запуску в серийное производство новой авиашины для отечественных самолетов МС-21 и SJ-100 ("Суперджет 100"). Такую задачу перед "ЯШЗ Авиа" как единственным производителем авиационных шин в России поставило государство, у предприятия заключен договор об этом с ПАО "Яковлев" Объединенной авиационной корпорации (ОАК) госкорпорации "Ростех".
В феврале министр промышленности края Вячеслав Химочка заявлял, что в "регионе продолжается разработка" новых авиашин. Однако еще летом прошлого года на предприятии сообщали, что процесс столкнулся с рядом трудностей. Главная из них – отсутствие необходимого испытательного стенда в России, только – в Китае. А это оказалось значительно дольше и дороже, чем предполагалось изначально.
По данным "Толка", испытание изделий в Китае тем не менее прошло, оно, предположительно, выявило ряд недостатков (при определенной нагрузке шины взорвались). Кроме того, не исключено, что разработка натолкнулась и на такое распространенное сегодня препятствие, как проблемы с квалифицированными инженерными кадрами.
Между тем в октябре 2023 года "БИЗНЕС Online" сообщил, что ПАО "Нижнекамскшина" (входит в АО "Татнефтехиминвест-холдинг") разрабатывает первую в своей линейке авиашину. В том числе чтобы включиться в программу импортозамещения самолетов МС-21 и SJ-100. Сведения о проводящемся НИОКР изданию подтвердили в пресс-службе ОАК. Там рассказали, что эту работу "Нижнекамскшина" ведет "в инициативном порядке" при поддержке Минпромторга РФ.
Тогда же в ОАК изданию сообщили, что стендовые испытания барнаульской шины продолжаются, а "сроки завершения работ соответствуют срокам реализации программ SJ-100 и МС-21". В корпорации заинтересованы в увеличении числа российских поставщиков авиашин, так как это позволит повысить качество продукции и увеличить темпы производства самолетов.
"Толк" направил запрос в ПО "АШК" с просьбой разъяснить смену менеджмента и ситуацию с восстановлением цеха и разработкой авиашин.