Следственный комитет проводит проверку по сообщениям жителей Чарышского округа, выступивших против золотодобычи на реках Кумир и Коргон и за расширение национального парка
Центральный аппарат Следственного комитета РФ взял на контроль ситуацию вокруг золотодобычи в Чарышском округе: ряд местных жителей выступают против разработки месторождений в бассейне рек Кумир и Коргон. Они опасаются загрязнения воды, вырубки кедровой тайги и уничтожения краснокнижных видов. В качестве "плана спасения" активисты предлагают включить эти участки в границы будущего национального парка "Горная Колывань" и собрали уже более 1 тыс. подписей в поддержку этой инициативы.
Напомним, по данным активистов, на золотодобычу в этом районе выдано 11 лицензий. В числе недропользователей заявлена и фирма "Ануй", скандально известная по работе в соседнем Солонешенском районе. Но ни в федеральном, ни в краевом министерствах природы не дают четких ответов о том, можно ли их отозвать и пересмотреть проект нацпарка. Руководство Чарышского округа также не дает однозначных оценок, припоминая недавнее расширение Тигирекского заповедника и дотационность муниципалитета, которому не помешают дополнительные налоги.
Золото против Красной книги
В актуальный проект нацпарка попадает 54,9 тыс. га территории Чарышского округа. Площадь, на которую авторы инициативы хотят дополнительно распространить охранный статус, почти втрое больше – суммарно 150,5 тыс. га.
По словам активистки Екатерины Верюгиной, идея взята не "с потолка": притоки Чарыша почти не подвергались хозяйственному освоению и сохранили первозданные ландшафты с краснокнижными видами.
"У нас целые поля редких цветов. Причем одна из полян зафиксирована в непосредственной близости от того места, где "Ора Монта" (одна из золотодобывающих компаний. – Прим. ред.) сняла плодородный слой при постановке своего лагеря. Они отработали на одной поляне с 2019 года, а сейчас оформили лицензию на следующий сегмент", – поясняет Екатерина Верюгина.
По данным собеседников "Толка", среди редких обитателей Коргонского хребта – речная выдра, сибирская кабарга, беркут и черный гриф. Из растений здесь обнаружили кандык сибирский, золотой корень, венерин башмачок. На одном из фото, присланных в редакцию, жители запечатлели лобарию легочную – вымирающий вид лишайника.
Свои тревоги по поводу возможного экологического ущерба инициативная группа изложила в десятках обращений. Но в ответах, отмечают активисты, профильные ведомства лишь взаимно ссылались друг на друга в вопросах полномочий. Однако после того, как чарышане "отметились" в телеграм-канале инфоцентра Следкома России, ситуацию взял на контроль председатель ведомства Александр Бастрыкин.
"В комментариях в телеграм-канале Информационного центра СК России <…> сообщается о выдаче разрешения семи компаниям на осуществление золотодобычи в пределах водосбора реки Чарыш, являющейся источником питьевой воды для ряда населенных пунктов. В ходе проведения работ планируется вырубка значительной части кедрового леса, что повлечет нарушение целостности ландшафтов Коргонского и Тигирекского хребтов, где обитают краснокнижные животные. Местные жители опасаются ухудшения экологической обстановки, однако их обращения игнорируются. В СУ СК России по Алтайскому краю по доводам, изложенным в комментарии, начата процессуальная проверка", – сказано в сообщении информационного центра.
"За или против – все равно на вилы поднимут"
Создание национальных парков – федеральная прерогатива: постановление издает Правительство РФ, но границы согласовываются с территориями, попадающими в ООПТ. Для этого во всех районах присутствия "Горной Колывани" проходили встречи с фермерами, охотниками, пчеловодами и другими пользователями природных ресурсов.
В краевом минприроды на вопрос, возможно ли еще "прирезать" к нацпарку новые участки, "Толку" прямо не ответили, сославшись на то, что это полномочия не краевого уровня. Экспертную оценку предложениям жителей ведомство также не дало. По вопросу выдачи лицензий на золотодобычу чиновники порекомендовали обратиться в Роснедра.
В федеральном министерстве, однако, отмечают, что "мнения с мест" как раз находятся в проработке.
"Границы заповедной территории сейчас выверяются с муниципальными властями. При проектировании парка ученые учитывают места обитания редких и краснокнижных животных и растений. Если есть сведения, что такие виды обитают рядом с проектируемым нацпарком, то их нужно направить в Минприроды России, департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ. Далее проект постановления правительства будет направлен в федеральные органы и региональные власти на согласование, в том числе Роснедра", – сказано в ответе Минприроды РФ.
Глава Чарышского округа Александр Ездин также переводит фокус на вышестоящие органы и говорит, что у района нет прав корректировать границы федеральной ООПТ, а есть только возможность направлять рекомендации. Это власти округа сделали после встреч с хозяйствующими субъектами. Водосборный бассейн Кумира и Коргона, по его словам, на момент обсуждений был изъят из проекта, так как у Роснедр уже были планы на освоение этих месторождений.
"Нашим активистам я сказал, что полномочий таких не имею и выгнать никого не могу. Я придерживаюсь мнения нашего губернатора, а он на прямой линии сказал, что тоже эти лицензии не выдает, но контролировать ход работ надо. Но у нас люди-то эмоциональные, сразу спрашивают: "А глава за добычу золота или против?" Я говорю: "Вы провокационный вопрос задаете. Скажу "да" – вы меня на вилы поднимете. Скажу "нет" – вы меня в любом случае на вилы поднимете". Поэтому я останусь при своем. Сказал им, что я за добычу золота, но в правовом поле, чтобы все работы выполнялись как положено. И началось: "Глава за золото!" – поделился Александр Ездин.
"Ничего не найдут – копать не будут"
Глава также подчеркивает: ситуация в Солонешном, в том числе из-за которой против старателей восстали чарышане, действительно "безобразная". Однако паниковать заранее причин нет, считает чиновник:
"На Кумире никто пока ничего не добывает. Но у нас уже истерика: все перекопали, разрушили, технику завезли вертолетами. Но они пока там просто бурят, ищут. Может, они еще пять лет там будут искать. У страха глаза велики. Мы этих золотодобытчиков не всех, конечно, выявили, некоторых к себе приглашали на разговор. Они говорят: "Мы ничего еще не добываем, мы только ведем разведку. Ничего не найдем – ничего копать и не будем"".
Александр Ездин также призывает не сбрасывать со счетов экономический эффект от добычи полезных ископаемых, в том числе налоговые отчисления в разные уровни бюджетов.
"Районный бюджет – 100 млн собственных доходов. Но при этом я ремонтирую сегодня две школы по нацпроекту. Да, НДФЛ действительно мало [уплачивают золотодобытчики], за аренду земли тоже. Но Федерация где-то деньги должна брать, золотодобытчики ведь платят туда налоги. И вот сегодня 120 млн в район ко мне пришли. На следующий год еще одна школа будет по федеральной программе [ремонтироваться], тоже там миллионов 60. Где-то же государство берет эти деньги", – рассуждает глава.
Добывать нельзя запретить
Комментируя идею создания нацпарка в целом, Александр Ездин отмечает, что часть общественности, в том числе местные депутаты, не вполне приветствуют "зеленую" повестку: в районе еще не утихло недовольство по поводу недавнего расширения Тигирекского заповедника, и теперь к нему добавляется и негатив по поводу "Горной Колывани".
"Это федеральный проект, там земли лесного фонда, которые к Минприроды России относятся. В любом случае национальный парк создадут. Будет как с Тигирекским заповедником, когда мы 20 лет бодались, не хотели его расширения, писали письма. Но его все равно расширили с 35 тыс. га до 52 тыс. То же самое будет с нацпарком: его создадут и нас не спросят", – заключил Ездин.
В то же время у сторонников расширения "Горной Колывани" еще остается надежда на приостановку "золотой лихорадки" – мораторий на добычу и разведку россыпного золота по примеру Камчатки, где такой запрет действует с 2021 года на нерестовых реках. Правительство Алтайского края сейчас как раз направило соответствующие предложения в Минприроды России и Роснедра. О моратории на разработку рудного золота, которая также планируется в Чарышском районе, ведомство не сообщает.
"Правительством Алтайского края также направлено письмо в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные документы, регулирующие выдачу лицензий, в целях исключения случаев, когда лицам, в деятельности которых ранее были выявлены нарушения, беспрепятственно выдаются лицензии на новые участки без устранения ранее выявленных нарушений", – сказано в ответе регионального ведомства.
Здесь, судя по всему, имеется в виду ситуация с упомянутой фирмой "Ануй", деятельность которой в Солонешном была запрещена судом, но которая впоследствии вернулась в район под вывеской ООО "Артель "Солнечная". Отметим, что в этой "инкарнации" компанию в конце концов также недавно изгнали с недр – под нажимом общественности, прокуратуры и по факту обнаружения тех самых краснокнижных видов.