Производственники уверены, что при текущей стоимости кредитных средств выжить получится только у тех, кто инвестициями, модернизацией и вложениями в людей создал запас прочности
На вопрос, что стало главным вызовом 2025 года для промышленников Алтайского края, гендиректор завода АТИ Артем Шамков ответил "Толку" кратко: "Высокая ключевая ставка". 5 декабря производители края неоднократно возвращались к этой теме в ходе итогового заседания Союза промышленников региона.
Первым ее поднял на тот момент еще председатель объединения Виктор Герман, собственник Алтайского завода прецизионных изделий:
"Наши банкиры, ЦБ фактически на ровном месте посадили промышленность, и не только ее, фактически на щётки. Некоторые предприятия – наши партнеры, например, КАМАЗ – остались практически без работы, падение более чем в 2,5 раза. По другим заводам тоже падение и 25%, и 30%, и больше. Конечно, это негативно скажется на экономике. И это надо будет как-то преодолевать".
По мнению Германа, и привлекательность депозитов под высокие проценты также сыграла свою отрицательную роль для реального сектора экономики: все свободные деньги, которые были у предприятий и могли пойти на развитие, были выведены из оборота и ушли на вклады. "Это просто какое-то сумасшествие", – охарактеризовал он ситуацию.
А предприятия, которые брали кредиты в это время, тратят около 35% прибыли только на обслуживание процентов, сообщил Герман.
"Надо делать вывод, банки – для промышленности или мы – для банков? Вопрос так ведь стоит", – сказал он.
Председатель АКЗС Александр Романенко отметил, что Центробанк при обсуждении проекта бюджета страны на 2026 год прогнозировал снижение ключевой ставки к середине будущего года.
Согласно уточненному официальному прогнозу ЦБ от 6 ноября, в среднем она составит 13-15%, "что отражает более продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики".
Сергей Матенков, вице-президент РСПП, приехавший в Барнаул, также подчеркнул, что "все промышленники испытывают крайнее неудобство от [высокой] ключевой ставки: "Мы с конца прошлого года говорим, что ставку нужно снижать. Надеемся, что на ближайшем заседании ЦБ это сделают снова. Конечно, мы недовольны темпами, которыми это происходит".
Однако несколько участников отрасли в кулуарах сказали "Толку", что в резкое снижение "ключа" они не верят – предпосылок к этому нет, а снижение в 1-2% ситуацию глобально не изменит – кредиты как были слишком дорогими, так и останутся.
"Те, кто инвестировал в свои предприятия, создавал технологический задел, вкладывал в людей, вел взвешенную финансовую политику – те создали запас прочности. А те, кто жил на пределе, без запасов, без обновления основных фондов, только на кредитном ресурсе, тем, конечно, будет очень тяжело", – сказал и Сергей Приб, руководитель компании "Алтайкрайэнерго".
Ранее, напомним, и исполнительный директор Союза промышленников региона Виктор Мещеряков спорил с главным посылом ЦБ о том, что высокая ставка должна замедлить инфляцию:
"ИПП по 2024 году составил 105,8%, а рост объема производства [в деньгах] – 121,5%. То есть, грубо, около 15% – инфляция на промпродукцию. Получается, мы вроде боремся с ней ключевой ставкой, но при этом гасим развитие промышленности. Особенно тех предприятий, которые производят продукцию инвестиционного спроса – ту, что идет на строительство, оборудование и так далее, то есть не прямого потребления вроде продуктов питания. А у нас много таких предприятий, и мы видим спад".