По мнению экспертов, новые требования повлекут за собой существенные расходы, а также замедлят давно отлаженные бизнес-процессы
С 1 ноября 2020 года в России вводится обязательная маркировка автомобильных шин. Простым автомобилистам это грозит увеличением цен на новые покрышки. Но гораздо больше проблем возникнет у производителей, а также оптовых и розничных продавцов. Они нововведению откровенно не рады.
Какие ожидаются изменения?
Уже с 1 ноября 2020 года все импортеры и производители обязаны производить и ввозить в страну только маркированные шины. Также они обязаны подавать в Государственную информационную систему (ГИС) сведения об их вводе в оборот.
Оптовые компании, работающие напрямую с производителями, должны будут также передавать в ГИС сведения о движении маркированных шин. Розничные магазины при продаже маркированных шин обязали через онлайн-кассу подавать сведения об их выходе из ГИС путем сканирования кодов.
С 15 декабря 2020 года продажа немаркированной продукции будет считаться нарушением действующего законодательства. Разрешено будет только хранение немаркированных шин.
До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны будут промаркировать и все товарные остатки, с этого момента и хранить шины без кодов будет запрещено.
По данным регионального управления по развитию предпринимательства, по состоянию на 9 октября в Алтайском крае в системе "Честный знак" зарегистрировано 79 участников оборота шин.
Многотысячные затраты
Директор по информационным технологиям компании "Нортек" Игорь Савков прямо говорит, что производители не в восторге от грядущих изменений.
По его словам, они влекут серьезные денежные и временные затраты, а также существенное изменение бизнес-процессов. Если что-то пойдет не так, не исключено, что товар конфискуют и оштрафуют.
Савков рассказал, что коды маркировки необходимо покупать. За выпуск одного кода необходимо заплатить госоператору 60 копеек, еще 1 рубль 20 копеек – это затраты на типографию.
"Если рабочие, которые и без того перегружены, неправильно наклеят код маркировки и в результате варки он повредится, его придется удалить и нанести новый код", – сказал представитель "Нортека".
При выпуске 150 тысяч шин в месяц производителю придется отдавать 300 тысяч рублей только за коды маркировки.
Савков добавил, что компания уже закупила необходимое оборудование, которое будет считывать и печатать коды маркировки, потратив на это около 6 млн рублей.
Тормоз для производства
Сам процесс нанесения маркировок заметно влияет на скорость процессов, говорит Савков. Пока на предприятии случается путаница при нанесении кодов. Их удаляют, печатают и наклеивают новые. При отгрузке на складе их необходимо "привязать" к накладной. Все это в разы замедляет рабочий процесс.
"Мы пробовали грузить тестовые машины. Вместо привычных 30 минут на одну машину у нас ушло пять часов. Если раньше за сутки мы отгружали 30 машин, то сейчас мы сможем отгрузить 5-10 машин, не больше", – сказал Савков.
Ожидается дефицит
По мнению Савкова, новые требования к маркировке шин могут привести к их дефициту на рынке.
Нечто похожее уже сейчас происходит на рынке лекарств, обязательную маркировку которых запустили с 1 июля. Из-за технических и организационных трудностей система "встала", и в аптеках жесточайший дефицит самых востребованных препаратов.
Шины – не лекарства, однако трудности тоже могут возникнуть. Несмотря на то, что для оптовых и розничных продавцов новые требования по маркировке начинают действовать с 15 декабря, но при закупке уже маркированных шин, они обязаны подать об этом информацию в ГИС, такие же механизмы предусмотрены при оптовой и розничной торговле.
Собеседник отметил, что недавно проходил слет дилеров и те прямо сказали, что пока не готовы к нововведениям, и предупредили, что не смогут уже с 1 ноября приобретать маркированную продукцию.
Также Савков уже сегодня предвидит проблемы для сельхозпроизводителей, которые могут наступить с 1 марта, когда вся цепочка должна будет работать с маркированной продукцией. Эксперт не исключает, что кто-то накануне посевной кампании не сможет обновить шины на своей технике.
Как делать фальшивые монеты
Главный плюс маркировки, заявляли ее разработчики неоднократно, в абсолютной прозрачности и легальности рынка. Покупатель сможет проверить легальность маркированных шин, а также их характеристики с помощью приложения "Честный знак". Для этого нужно будет лишь просканировать уникальный код Data Matrix, нанесенный на шину.
Однако менеджер по закупу торговой сети "Подкова" Олег Пономарев считает, что проблема контрафакта на рынке шин надумана, по факту ее не существует:
"Сам процесс очень трудоемкий. Подделывать шины – это все равно, что заниматься производством фальшивых монет".
Олег Пономарев считает, что обязательная маркировка шин неминуемо ударит по маленьким компаниям, которые торгуют покрышками. Собеседник уверен, что сезонные интернет-магазины не потянут дополнительные затраты, для них этот бизнес окажется просто невыгодным.
Пономарев отметил, что и розничным торговым сетям предстоят существенные затраты. Один сканер стоит 50-70 тысяч рублей, а они должны быть не только в торговых залах, но и на складах.
Впрочем, по мнению эксперта, есть и плюсы от нововведений. Впредь станет невозможным привозить шины из Китая "вчерную", вся продукция будет проходить через таможню, и ее движение можно будет отследить в ГИС.
Как изменятся цены?
Савков считает, что поскольку цены на шины измеряются в тысячах рублей, то конечный потребитель практически не заметит повышения в цене, но какая-то наценка произойдет.
Эксперты уже сейчас говорят о том, что повышение цены в любом случае перекроет уровень инфляции. О каком-либо запредельном росте цен речи пока не идет.