Низкий уровень вакцинации и высокий темп заболеваемости ковидом вынуждают властей принять ограничительные меры, первым из-за которых пострадает бизнес региона
"Бизнес можно закрывать", "Кто-то не выдержит и закроется", "Надо начинать с себя, а не ругать всех", – так алтайские бизнесмены и представители власти высказываются о введении QR-кодов, которые в регионе должны начать работу уже с 30 октября. При этом все опрошенные "Толком" спикеры единогласны: винить в ограничительных мерах можно только себя – низкие темпы вакцинации и тяжелейшая ситуация с ковидом не оставляют никаких вариантов, кроме как принять жесткие меры. Ограничения необходимы, чтобы бороться с пандемией, но заодно и с бизнесом, считают некоторые игроки рынка.
"Часть сотрудников уйдет на улицу"
Владимир Гордейчик, гендиректор клуба "Магис-Спорт":
– Я беру статистику регионов, которые прошли или проходят через QR-коды последние два месяца. И все говорит о том, что бизнеса нет. Его фактически можно закрывать. Сегодня видно, что за первый месяц введения QR-кодов выручка упала на 75%. А точка безубыточности клуба сейчас, я думаю, на уровне 85-90%.
Если введут QR-коды, то у людей не будет зарплаты. Те, кто работали в индустрии, останутся без доходов на неопределенное время.
Будем готовиться к тому, чтобы работать в существующих правовых рамках, будем оптимизировать затраты. Это значит сокращать людей. Часть сотрудников уйдут на улицу. Будем надеяться на помощь. Но в прошлом году помощь составила 20% от того, что мы потеряли. Придется разговаривать с поставщиками услуг и так далее.
Вспомните пример сети спортивных клубов "Рельеф". До пандемии было около 20 точек, сегодня – 12 залов.
Когда вели локдаун, выручка упала до 98%. Мы можем восстанавливать по 10% в год. Если потери 50%, будем восстанавливаться пять лет. Вот и считайте.
Когда нас закрыли в лето – это был один момент. Но сейчас-то самый сезон. И люди возвращаются в зал не в первый день остановки локдауна. Мы после открытия в 2020 году восстанавливались почти три месяца. И до сих пор по проходимости не восстановились.
Люди, у кого есть QR-коды, будут ходить тренироваться, но продаваться ничего не будет. И проходимость упадет в два раза. И все сотрудники, кто работает, будут получать в два раза меньше.
Я понимаю, что государство хочет обострить ситуацию. И мы сами виноваты: все забили на пандемию. Знаете, сколько мы слышим истерик, что мы – дебилы, раз выполняем эти законы. Каждый день нам кто-то рассказывает, какие мы недалекие, и далее по списку.
Сколько продержимся? Это невозможно посчитать. Раз продержались 133 дня, такой опыт есть. Но закрывать клубы – это такая глупость. Какой умалишенный пойдет заниматься больным? Лучше посмотрите на общественный транспорт.
"Поток гостей снизится"
Елена Чубенко, администратор ресторана "Вельвет":
– Мы спокойно восприняли новость о введении QR-кодов. Но понятно, что это повлияет на поток гостей, потому что не все хотят делать прививки. Система, как проверять данные, тоже понятна. QR-код можно проверить с любого смартфона и через "Госуслуги" понять, действителен ли он.
Что касается 2020 года, когда ввели жесткий локдаун, то тогда ситуация значительно повлияла на работу ресторана. Но мы отработали схему доставки еды гостям и не особо волнуемся по поводу того, что сейчас могут снова ввести ограничения. Мы работали в таком режиме, знаем, как это делается, и у нас есть масса инструментов для этого. Так что без еды никого не оставим и ситуацию воспринимаем спокойно.
Да, сейчас вводят только QR-коды. Но мы слушаем новости, читаем. Видим, что в Москве уже ввели ограничения по работе. Мы готовы к этому.
"Почувствуем падение трафика"
Ольга Маркова, гендиректор компании "Новэкс":
– Особенность нашего бизнеса такова, что ограничения, которые вводятся, наш бизнес все-таки не затрагивают, потому что мы торгуем товарами первой необходимости. Даже в самые жесткие локдауны наши магазины были открыты.
Те места, где мы чувствуем ограничения – это торговые центры. Введение QR-кодов в большей степени отразится на работе ТЦ. У нас таких площадок не очень много, и доля в общем объеме достаточно мала, но точечно мы там почувствуем падение трафика. Я в этом уверена.
Но в общем на сети это скажется незначительно. Магазины, которые работают в формате стрит-ретейл, точно не упадут, это доказано предыдущими ограничениями.
"Мы сами себе роем яму"
Андрей Осипов, бизнес-омбудсмен Алтайского края:
– Сложная тема. Сказать, что я как бизнес-омбудсмен за введение QR-кодов, нельзя – конечно, нет. Мы понимаем, что все ограничения – это огромная проблема для бизнеса. Если смотреть на летнее введение QR-кодов в Москве, то, конечно, мы понимаем, что это и потеря выручки, и закрытие ряда заведений. Пусть даже для Москвы 174 заведения (плюс-минус такая цифра) – это и не много, но все равно это предприятия, куда вложены деньги, где работали люди.
У нас одно заведение закроется – это уже недопустимо. Понятно, что претензии есть. И мы сами себе роем яму. Когда у нас продавцы без масок, официанты с масками на подбородке. Я даже не говорю про тех, кто не прививается. И при этом пытаются обвинить власть, медиков или еще кого-то. Так вы привейтесь, и все будет нормально. Надо слышать врачей, которые говорят, что 99%, кто болеет ковидом, – это непривитые люди. Надо начинать с себя, а не ругать всех.
Основные споры, почему не надо вводить QR-коды, вызывает пример с общественным транспортом. Не понятно, почему закрывают, например, фитнес-центры, зато в автобусах все ездят без масок. Это вообще первое, что я слышу.
Самое главное – это вакцинация и соблюдение элементарных норм защиты. Мы не делаем ни первого, ни второго. И получаем такой результат.
Сейчас вводить ограничения – это позиция федерального центра. Ну, давайте общепит закроем, но транспорт не закроешь, не введешь там QR-коды. И мы берем те сферы, которые проще закрыть.
Есть господдержка, конечно, но она разовая. И всем ли компенсируют потери – это большой вопрос. Сможем ли мы это сделать за счет нашего бюджета – тоже большой вопрос. На заседании оперштаба я и начальник управления по развитию предпринимательства региона Александр Евстигнеев достаточно категорично высказываемся. И в том числе по поводу закрытия фудкортов, проведения новогодних мероприятий.
Здесь надо делать все очень аккуратно. Но приказ еще не подписан, и не известно, как оно будет выглядеть…
Ситуация с ковидом страшная. Я понимаю властей. Им надо и бизнес не ущемить, и сделать так, чтобы заболевших стало меньше. Но фактически получается другое. Из-за тех, кто безответственно относится и к своему здоровью и здоровью окружающих.
У нас же еще народ с температурой не сидит дома. Он на работу едет или едет за курицей на другой конец города, потому что там она дешевле. И бизнес оказывается заложником всей этой ситуации.
"Это делается, чтобы защитить людей"
Александр Евстигнеев, начальник краевого управления по развитию предпринимательства:
– Сегодня мы видим высокие цифры по заболеваемости. И меры, которые рассматриваются в данный момент, на наш взгляд, оправданны. Потому что они способны привести к разобщению людей, особенно это касается тех, кто не вакцинировался.
Мы максимально минимизируем процесс распространения ковида. И с учетом опыта других регионов такая норма может быть в указе. И сегодня мы, коллеги из сферы спорта, культуры, свои предложения в этот указ готовим.
Безусловно, введение QR-кодов ударит по бизнесу. Мы помним локдаун 2020 года, но по сравнению со многими регионами мы не вводили максимально жесткие ограничения. Это нам позволило на протяжении 2021 года наблюдать восстановительные цифры.
Но мы понимаем, что меры, которые сегодня рассматриваются, неизбежно приведут к снижению посетителей в сфере общепита, фитнес-индустрии. Это точно. Если говорить про опыт Москвы, то наблюдалось снижение выручки от 30% в день по этим отраслям.
Думаю, что Алтайский край не станет исключением. Мы понимаем, что число вакцинированных сегодня недостаточное и многие из непривитых являются потребителями услуг бизнеса. И пока жители региона не получат QR-код или не переболеют, они этими услугами воспользоваться не смогут. И выручка, конечно, снизится. И это, мягко говоря, может неблагоприятно сказаться на развитии предпринимательства. Но это сделано для того, чтобы защитить людей.
Есть риски, что кто-то не выдержит и закроется. И пандемия показала, что это реально. Думаю, что отдельные коллеги ощутят серьезную нагрузку. Но здесь многое зависит не только от предпринимателей, но и от жителей края.