Согласно данным сервиса "Спарк-Интерфакс", с 1 января по 30 августа 2021 года в Алтайском крае зарегистрировались 6,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ликвидировано 8,2 тыс. ИП
Индивидуальные предприниматели Алтайского края стали чаще ликвидировать бизнес, чем создавать новый. Об этом говорят данные сервиса "Спарк-Интерфакс". Так, за восемь месяцев 2021 года в регионе зарегистрировано 6,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, ликвидировано 8,2 тыс. ИП. За аналогичный период прошлого года динамика также отрицательная: зарегистрировано 3,4 тыс. ИП, ликвидировано 5,3 тыс.
Стали больше исключать
Данные сервиса подтверждают в управлении налоговой службы по региону. Там констатируют: ярко выраженная тенденция на снижение количества ИП идет с 2020 года. Раньше она была менее явной.
Столь активная ликвидация ИП во многом объясняется тем, что с 1 сентября 2020 года вступили в силу изменения в закон о госрегистрации. У налоговой службы появилось право исключать недействующие ИП из единого госреестра (который формирует ФНС и куда вносят все объекты малого и среднего бизнеса России).
Налоговая имеет право "вычеркнуть" ИП из реестра, если, во-первых, предприниматель не ведет никакой деятельности и не отчитывается за последние 15 месяцев перед налоговой (ИП есть фактически только на бумаге), а во-вторых, на основании наличия задолженности.
"Два эти момента позволяют налоговой службе принять решение об исключении индивидуального предпринимателя из реестра", – говорит замначальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Алтайскому края краю Андрей Хижин.
Эксперт привел данные: с 1 сентября 2020 года по 1 января 2021 года в Алтайском крае на основании этих двух пунктов налоговая исключила из реестра 3 628 предпринимателей. За первое полугодие текущего года – 2994 ИП.
"По какой-то причине люди зарегистрировали ИП, но работать не стали и отчетности не предоставляют. Но регистрация в качестве ИП подразумевает автоматическое начисление и уплату страховых взносов. И чтобы люди не копили долги, законодатель внес такие изменения", – объясняет эксперт.
Хижин подтверждает, что за последние годы прекращение деятельности в качестве ИП превышало количество зарегистрированных.
"Сейчас часть тех, кто раньше бы ликвидировался самостоятельно, мы "оттянули" на принудительное исключение. И количество исключенных превышает количество зарегистрированных", – объясняет представитель налоговой службы по краю.
В первом полугодии 2020 года количество зарегистрированных ИП составило 3 966, прекратили деятельность по собственному желанию 3 833. Но на этот период правило об исключении недействующих ИП не распространялись.
За шесть месяцев 2021-го в Алтайском крае зарегистрировались 5,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Прекратили самостоятельно 4 029. Еще 2 994 ИП исключили из реестра по решению налоговой службы.
Не все так однозначно
Весь малый и средний бизнес края внесен в единый реестр, опубликованный на сайте Федеральной налоговой службы. Данные открытые, и проверить динамику развития индивидуального предпринимательства может каждый.
Согласно сервису, в Алтайском крае на 10 августа 73,1 тыс. субъектов предпринимательства. Из них большая часть (43,7 тыс.) – это индивидуальные предприниматели (ИП) и юрлица (29,4).
Но данные этого реестра противоречат сведениям сервиса "Спарк-Интерфакс" и данным регионального управления налоговой службы. Так, на сайте показана положительная динамика по индивидуальным предпринимателям за 2021 год.
Начальник краевого управления по развитию предпринимательства Александр Евстигнеев, ссылаясь на данные реестра, заявил, что за последние семь месяцев в Алтайском крае количество индивидуальных предпринимателей увеличилось более чем на 500 единиц.
"За 2020 год "минус" составил 1 767 ИП. В 2021 году с 10 января по 10 августа баланс уже положительный. Мы начинали с 43 181 индивидуального предпринимателя, сейчас уже 43 693 ИП", – приводит Евстигнеев данные госреестра.
В управлении налоговой службы региона объяснили, что расхождение данных может быть из-за того, что не все ИП к настоящему времени отображаются в госреестре. Туда попали только те, кто представил отчетность, – эти люди пока работают, действуют и как ИП.
Последствия пандемии
Александр Евстигнеев добавил, что в крае наблюдается небольшое снижение числа юрлиц. И здесь, во-первых, глупо отрицать последствия пандемии.
"Нельзя говорить, что коронавирус не сказался. Не все предприниматели, в особенности в сфере услуг, смогли преодолеть его последствия, к сожалению. Второй момент – у кого-то были плановые сроки по закрытию предпринимательской деятельности", – объясняет руководитель ведомства.
Также немаловажный фактор – это "зачистка" реестра налоговой службой предпринимателей, которые фактически не ведут никакой деятельности.
На изменение динамики ИП и юрлиц влияет и режим для самозанятых, который ввели в регионе с 1 июля 2020 года.
"За год с небольшим есть следующий результат: у нас сегодня 23 897 самозанятых. Это те люди, кто вышли из "тени", раньше их не было в наблюдаемой экономике. А также ряд предпринимателей, которые выбрали для себя этот режим как более удобный и оптимизированный", – говорит Евстигнеев.
Но при этом, отметил спикер, в крае порядка 1,2 тыс. предпринимателей, которые совмещают режим самозанятых и ИП.
Еще один важный момент, который повлиял на изменение структуры – это отмена ЕНВД и переход на патент.
"За полгода у нас 16,9 тыс. индивидуальных предпринимателей купили 22,65 тыс. патентов. И это тоже могло способствовать оттоку юрлиц в ИП", – поясняет Евстигнеев.
Всего в малом бизнесе сегодня занято около 300 тыс. человек, это почти треть экономически активного населения края.