Нагрузка на алтайский бизнес после отмены ЕНВД выросла, но не у всех

Сотни предпринимателей Алтая не решили, как им платить налог после отмены ЕНВД
Сотни предпринимателей Алтая не решили, как им платить налог после отмены ЕНВД Фото: Фото: Анна Меньшикова

Эксперты говорят, что оценивать рост налоговой нагрузки на алтайский бизнес по первому кварталу некорректно и предлагают подождать хотя бы полгода

Предприниматели впервые после отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) заплатили налоги по итогам первого квартала 2021 года и осторожно констатируют: они стали платить больше. Но одни говорят о кратном росте, другие - о некритичном. Власти утверждают, что есть те, у кого платежи и вовсе сократились.

ЕНВД для многих малых предпринимателей, особенно в сфере торговли, был самым выгодным режимом. После его отмены с 1 января бизнесу пришлось переходить на другие спецрежимы – патент (только для ИП), упрощенная система налогообложения (УСН), налог на профдоход (так называемые самозантые). 

"Не критично, но больше"

Представители малого бизнеса, опрошенные "Толком", ситуацию с ростом налогового бремени комментируют осторожно. Так, предприниматели из сферы общепита заявляют, что стало тяжелее. Владелица небольшого продуктового магазина также говорит, что в первом квартале 2021-го пришлось заплатить большую, чем обычно, сумму, но подробности не раскрывает.

Напомним, в 2020 году рестораторы давали весьма неоптимистичные прогнозы. Так, основатель сети Renoir Coffee Роман Канбаров опасался, что налоговые отчисления при отказе от ЕНВД вырастут в лучшем случае в четыре-пять раз. Бизнесмен тогда говорил, что они платят около 15 тыс. налога в квартал, а будут платить не менее 75 тысяч, а, скорее всего, больше.

За первый квартал 2021 года, рассказал Канбаров, заплатили 100 тыс. налогов. В прошлом платили 15 тыс. за две кофейни. 

Кошмар похуже многого: чем обернется отмена вмененки на Алтае

Предприниматели не спешат уже сейчас отказываться от налога на вмененный доход – переход на другие режимы грозит им кратным ростом нагрузки

Игорь Жибинов, владелец магазина "Союз" в Барнауле, торгует лицензионными дисками, пластинками, говорит, что сумма налога стала больше, но пока "не сильно критично".

Предприятие Жибанова зарегистрировано в форме ООО, поэтому для него была только одна альтернатива спецрежима – УСН. В результате по итогам первого квартала он заплатил вместо обычных 18 тысяч рублей 28 тысяч.

"Не сильно критично, конечно, но если оборот увеличится, то и сумма будет больше", – говорит он.

"Некорректно масштабировать"

Больше повезло тем ИП. кто выбрал патент, считает начальник краевого управления по развитию предпринимательства Александр Евстигнеев. По его словам, в Алтайском крае этим режимом воспользовались около 14 тыс. предпринимателей, которые совокупно купили 17 тыс. патентов.

И если сравнивать размер патента и прежнюю плату по ЕНВД, то по отдельным направлениям бизнес-деятельности есть небольшое увеличение сумм, говорит Евстигнеев. Однако по целому ряду видов произошло существенное снижение платежей. Особенно это касается тех, кто занимается бизнесом в отдаленных территориях, в сельской местности.

"Например, предприниматель занимается ремонтом автомобилей, у него в Барнауле есть три наемных работника. В течение года платил ЕНВД с учетом страховых взносов. По году вышло порядка 45 тыс. рублей. Сегодня с учетом использования патента он будет платить 31 тыс. рублей в год. А в территориях края эта сумма будет еще меньше", – привел пример Евстигнеев.

Также начальник профильного управления акцентирует внимание, что некорректно масштабировать частный случай на весь регион.  

"Некоторые эмоционально говорят, что стали платить больше в два раза. Платил 5 тыс., а стал платить 10 тыс. Это насколько большое увеличение? Все же относительно. И надо в каждом конкретном случае разбираться индивидуально", – заявил Евстигнеев.

60 тыс. в год на ресторан

Александр Евстигнеев привел в пример предприятия общепита, которым отмена ЕНВД, по его словам, оказалась только на руку.

"В общепите Барнаула, который использует патент, ежегодный платеж составляет до 60 тыс. рублей. Это до возможности снизить его на сумму страховых взносов в два раза, если есть наемные работники. То есть платеж в год для общепита составит 30 тыс. рублей", – объясняет профильный глава управления.

При этом Евстигнеев не отрицает, что каждая ситуация индивидуальная, и у кого-то она действительно поменялась в сторону увеличения налоговой нагрузки.

ООО и ИП стало хуже

Эксперты говорят, что объективную картину относительно налоговой нагрузки на малый бизнес можно будет увидеть не ранее полугодовой отчетности.

"Сейчас наблюдается небольшой рост по поступлениям налогов по специальным режимам (для малого бизнеса) за первый квартал, но это следствие специфики 2020 года. На федеральном уровне принимались решения о поддержки предпринимателей путем предоставления отсрочки от уплаты налогов. Часть налогов "перетекли" на первый квартал 2021 года", – напомнил Евстигнеев.

Также он добавил, что, по правилам налогового кодекса, ЕНВД за четвертый квартал уплачивается в первом квартале следующего года.

"Поэтому сегодня сравнивать 2021 и 2020 годы не очень правильно", – резюмировал спикер.

Бизнес-омбудсмен края Андрей Осипов также заявил "Толку", что четкой аналитики по первому кварталу нет.

"В первом квартале заплатили те, кто был на ЕНВД в прошлом году. Сумма по патентам до конца недостоверна, поскольку она первична, а надо понимать, что потом будет "зачет" с учетом уплаченных страховых взносов. Там целый клубок", – говорит Осипов.

Поэтому, добавил эксперт, сегодня нельзя однозначно утверждать, что из-за отмены ЕНВД выросла нагрузка на бизнес. Впрочем, утверждать обратное тоже неправильно.

Впрочем, утверждает Осипов, у собственников с формой регистрации "ООО" ситуация точно стала тяжелее:

"Тем, кто ушел с ЕНВД на "упрощенку", однозначно стало тяжелее. У нас порядка 17 тыс. патентов выдано. Им в основном стало легче, хотя бы не хуже или не сильно хуже. Но если говорить про остальных 5,5 тыс. предпринимателей, у кого форма собственности ИП или ООО, то им стало тяжелее, об этом говорят все".

Глава алтайского УФНС Юрий Куриленко во время заседания правительства края доложил, что поступления во все уровни бюджетов за первый квартал 2021 года демонстрируют рост. При этом основной прирост произошел за счет налога на прибыль и налога на имущество. 

Лента новостей