"Это профанация": предприниматели Алтайского края в лицо раскритиковали "Честный знак"

Маркировка молочной продукции
Маркировка молочной продукции Фото: Виталий Барабаш

Алтайские предприниматели на эмоциях рассказали представителям "Честного знака" о технических проблемах маркировки и недоработках системы в борьбе с фальсификатом

Производители маркированной продукции и розничные торговцы региона жарко высказались о проблемах "Честного знака". В их числе назвали программные сбои, высокие затраты на внедрение системы и растущий черный рынок по штамповке поддельных кодов. Дискуссия развернулась в центре "Мой бизнес" 27 мая в ходе конгресса предпринимателей края. На встрече присутствовали представители "Честного знака" из Москвы.

В круглом столе принимали участие бизнес-омбудсмен края Андрей Осипов, глава профильного управления Елена Абдулаева, представители Алтайпищепрома, таможни, Роспотребнадзора и других ведомств. От "Честного знака" присутствовали кураторы товарной группы "Легром" – Ольга Никифорова и Валерий Гостюшев.

Маркированный контрафакт

Парфюм с запахом Алтая начали продавать в магазинах: чем он пахнет

После начала спецоперации многие иностранные бренды ушли с российского рынка, поэтому их места, в том числе в области парфюмерии, стали занимать отечественные компании

Об обратной стороне внедрения системы "Честный знак" рассказал владелец магазина "Главпарфюмер" из Барнаула Игорь Шиповалов: он заявил о набирающем силу черном рынке по изготовлению кодов маркировки.

Предприниматель выяснил, что "прогнать" через систему можно абсолютно фантомный товар: он признался, что провел эксперимент и проверил, как это работает (разумеется, не для продажи).

"Мне выпал список из нескольких десятков компаний на сайте объявлений и в поисковиках. И в одну такую компанию я обратился. Там мне дали тысячу бонусных рублей, на что я купил 10 марок для несуществующего парфюмерного бренда! Я ввел название "от балды", указал, что этот парфюм произведен в Барнауле. Через четыре часа у меня появились коды маркировки. Я проверил их через приложение "Честный знак", и оказалось, что товар введен в систему!" – возмутился владелец магазина.

Небольшое расследование предпринимателя привело его к другим участникам схемы: после сканирования поддельного кода в качестве производителя приложение указало некое ООО с подозрительно широким функционалом:

"По ИНН я пробил его, и эта "А*****" производит все – от трусиков до бусиков, от духов до молочной продукции – что угодно! Она выпускает эти коды на любую продукцию за четыре часа!"

Парфюм, духи
Парфюм, духи
Фото: unsplash.com

Игорь Шиповалов полагает, что из-за таких сомнительных компаний контрафакта на рынке в итоге могло стать в разы больше: на эти мысли, например, наталкивает бюджетная стоимость "фирменного" парфюма у ряда торговцев.

"Если зайти на маркетплейс и ввести название известного парфюма – допустим, Lady Million от Paco Rabanne, – на том же Wildberries можно найти флакон за 1,6 тыс. рублей. И тебе он придет с маркой, ты ее отсканируешь, и будет написано "проверено "Честным знаком". Но он не может столько стоить, у него оптовая цена в России от 5 тыс. начинается!" – пояснил "Толку" предприниматель.

В финале своего выступления селлер также сказал, что "профанация" – самая частая характеристика, которую ему приходится слышать по поводу "Честного знака" от многих коллег и экспертов.

"Молочный завод превратился в типографию"

Работники выходят как на войну. Алтайский бизнесмен разнес систему маркировки

По словам барнаульского переработчика, маркировка в условиях санкций контрпродуктивна: она создает большие трудности бизнесу, уводит деньги из бюджетов, а ее оплата "идет неизвестно куда"

Не менее хлестко высказался и руководитель известной молочной компании "Зимаречье" из Калманского района Олег Махнаков. Промышленник рассказал: прежде чем на заводе нашли оптимальный способ нанесения кодов на упаковку, было набито немало шишек:

"Мы выпускаем молочную продукцию от 60 до 100 граммов, по несколько тонн в день. Скорость производства – две штучки в секунду. Потихоньку наше предприятие перестало быть молочным, а стало типографией. Кабинет выделили, сотрудников начали привлекать, которые будут это все печатать. Потом поняли – идем не туда: принтер начинает ломаться, производство останавливается. Стали заказывать коды в типографии. Но бумага отмокала, и код становился нечитабельным. Потом заказали полимерную этикетку. Но 2022 год, санкции – клей, который наносится, был импортный, его не стало. Этикетки начали отлетать, торговые сети – возвращать продукцию. Потом мы поняли, что нужно печатать на пленке. Обратились к тем, кто нам ее поставляет. Нам ответили: "Вы представляете, сколько это денег стоит?"

Маркировка молочной продукции
Маркировка молочной продукции
Фото: Анна Меньшикова

По словам Махнакова, сейчас предприятие ежемесячно тратит порядка 1 млн рублей на обслуживание системы. Из-за технических затруднений заводу пришлось сократить ассортимент продукции. Вопрос о том, очистился ли в итоге рынок от фальсификата, для бизнесмена также остался открытым.

"В итоге четыре года работы, но я захожу в магазин – масло по 80-90 рублей как лежало, так и лежит. Нам говорили, что "Честный знак" будет бороться с фальсификатом. Вы не боретесь с фальсификатом, вы просто генерируете код и нам его продаете. Мы воду толкли в ступе, столько сил потратили, а целей не достигли. А зачем это все было? Давайте просто перечислим миллион", – сыронизировал под аплодисменты коллег Олег Махнаков.

Непредвиденные нюансы

Раздели до исподнего? Продавцы трусов и носков опасаются умереть из-за маркировки

В стране идет "третья волна" маркировки изделий легпрома, в которую попали деликатные предметы одежды. Это поставило ряд небольших розничных магазинов на грань выживания

Слово в дискуссии взяли и представители пивоваренной отрасли: о ряде технических проблем рассказала директор предприятия "Алтайский пивовар" из Родинского района Татьяна Ворог.

"Мы тоже просим передать привет от нас. С чем мы столкнулись: помимо ежемесячных затрат, с 1 марта у нас поэкземплярная прослеживаемость кег пива. Такой момент: что-то там с фитингом (соединительной частью трубопровода. – Прим. ред.), и пиво из кеги не идет. Нам возвращают этот продукт, хотя он хороший. Но мы его перепродать не можем, потому что по постановлению мы не можем перемаркировать продукцию – это запрещено. <…> Что за недоверие к перемаркировке? Все же идет через ЕГАИС – тот же объем, та же дата розлива".

Из-за таких ограничений, по словам Ворог, предприятие несет ненужные расходы. О неподъемных тратах заявили и представители сельской торговли – владельцы магазина одежды из Павловска, которые недавно уже рассказывали "Толку" о проблемах с маркировкой изделий легпрома.

Круглый стол о маркировке товаров
Круглый стол о маркировке товаров
Фото: Виктория Ивахно, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае

С 1 марта коды стали обязательными для так называемого "первого слоя" одежды – нижнего белья, носков и прочих деликатных изделий. Регистрировать их в "Честном знаке" должны все производители и импортеры, что соблюдается далеко не всегда – предприниматели заметили, что многие оптовики просто игнорируют эти требования, и тогда с каждой парой следиков должен "возиться" розничный магазин.

"Предприниматели, которые торгуют немаркированными изделиями, практически не привлекаются к ответственности. Даже за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации штрафы минимальные, ну это смешно! Почему зарегистрированный предприниматель даже за несвоевременный отчет в налоговую, в Роспотребнадзор и другие ведомства платит штрафные санкции в десятки тысяч рублей? А для недобросовестных – 500 рублей, 1-2 тысячи? Это тоже рычаги государства, контролируйте их!" – призвала бухгалтер магазина Ольга Верхоланцева.

Сотрудница магазина одежды также упомянула о программных затруднениях при работе с "Честным знаком", которые парализуют работу торговой точки:

"Столкнулись с проблемой: вроде как пижама, но производитель назвал ее "комплект". Начинаешь создавать карточку "комплект", как написано на этикетке и в сертификате – модерацию в системе не проходишь. Отправляешь повторно – то же самое. Пишешь в техподдержку. Каждый этап – три рабочих дня. В техподдержке отвечают: "Нужно маркировать низ и верх отдельно". Но все эти тонкости нигде не прописываются. Пока не наступишь на эти грабли три-четыре раза – не узнаешь".

Круглый стол о маркировке товаров
Круглый стол о маркировке товаров
Фото: Виктория Ивахно, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае

Проблему технических сбоев подтвердил и уполномоченный по правам предпринимателей Андрей Осипов. Бизнес-омбудсмен также подчеркнул, что в крае до сих пор встречаются села с нестабильным или вовсе отсутствующим интернетом, что также препятствует нормальному функционированию "Честного знака". Он также констатировал, что отменить систему уже не получится, но для ее бесперебойной работы нужны "разумные решения" – например, отсрочки некоторых этапов маркировки, регулярные обучения предпринимателей и снижение административного давления.

Замечания предпринимателей, высказанные в ходе обсуждения, представители "Честного знака" пообещали взять в работу.

Они работали, а им говорят извините: бизнес-омбудсмен — о топе бед предпринимателей

Андрей Осипов назвал и прокомментировал основные проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться малому бизнесу в Алтайском крае

Новости партнеров
Новости партнеров
Врач десятками лет насиловал своих пациенток
В России нашли целое здание с десятками мин
В Татарстане произошла массовая драка
Российский крабовый король разорился, ведь его засудили: крупно
Что будет со всеми вкладами по стране после решения ЦБ
Дочь известной блогерши в России потеряла свою дочь
Вагнеровцы завершили свою миссию в Мали
Более десятка тысяч человек пострадали в Турции: подробности.
СМИ: В утробе трехпалой мумии нашли дитя
Какую рыбу можно кушать в этом месяце?

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4