Раздели до исподнего? Продавцы трусов и носков опасаются "умереть" из-за маркировки

Носки. Сушка. Веревка. Прищепки
Носки. Сушка. Веревка. Прищепки Фото: Unsplash.com

В стране идет "третья волна" маркировки изделий легпрома, в которую попали деликатные предметы одежды. Это поставило ряд небольших розничных магазинов на грань выживания

Алтайский бизнес-омбудсмен Андрей Осипов призвал смягчить требования к обязательной маркировке товаров легпрома, которая дошла до самых деликатных и ходовых товарных групп, включая нижнее белье. Эксперт и ряд участников рынка отмечают: нововведения больнее всего бьют по небольшим магазинам, которые вынуждены выполнять работу по маркировке за оптовиков и нести немалые затраты на оборудование и услуги программистов.

Ближе к телу

Тяготы легкой промышленности обсуждают на Сибирском форуме в Барнауле

В Барнауле проходит первый Сибирский форум легкой промышленности. В нем принимают участие десятки руководителей предприятий по производству одежды и обуви

Изделия легкой промышленности поэтапно маркируются с 2021 года. Первая волна касалась верхней одежды и постельного белья. Во вторую попали платья, брюки, юбки, блузы, кофты и другая "рутинная" продукция модной индустрии.

В 2025 году стартовала третья волна, включающая "первый слой" одежды – майки, трусы, бюстгальтеры, чулки, колготки, носки, пижамы, пеньюары, халаты и прочие деликатные изделия, а также некоторые аксессуары (головные уборы, перчатки, галстуки и прочие).

У производителей и импортеров этих товаров обязанность наносить коды и регистрироваться в системе "Честный знак" возникла с 1 марта. Торговать немаркированными остатками в рознице еще можно, но недолго – до 1 августа. Иначе – штрафы с конфискацией. В итоге ряд торговых точек, торопясь выполнить требования закона, "споткнулись" о технические сложности и оказались на грани рентабельности.

За себя и за того парня

Ирина Полякова, владеющая магазином одежды в Ребрихе, закупается китайскими вещами в Новосибирске. Одна из проблем, с которой столкнулась предприниматель, – "липовая" маркировка товара у оптовиков или ее отсутствие в принципе.

"Основная наша клиентура – это периферия. Соответственно, мы берем товар подешевле – это не брендовые вещи, не Турция, потому что для наших людей это будет дорого. И многие вещи оказываются не маркированы. Как этот товар проходит через границу? Нам приходится самим маркировать это все, а это дополнительные расходы", – делится собеседница.

Нижнее бельё
Нижнее бельё
Фото: pexels.com

Эту тему в недавнем интервью "Толку" поднимал также алтайский бизнес-омбудсмен Андрей Осипов. Он отметил, что на отсутствие маркировки или поддельные марки у крупных оптовиков сейчас жалуется вся страна и что тотальное "кодирование" продукции легпрома – явно избыточная мера.

Рука об руку с этой проблемой идет другая – обязанность торговцев прогнать через "Честный знак" остатки, которые они запасли задолго до нововведений. То есть и здесь предпринимателям приходится буквально "возиться" с каждой парой следиков или трусов, тратя на это много ресурсов.

Халат миллионера и look из старых джинсов. Что не дает одеть всех в бренды Барнаула

Эксперты посоветовали начинающим создателям одежды из краевой столицы работать над стилем, не копировать западные бренды и продвигаться за счет инфлюенсеров. А некоторым — замахнуться на люкс

"Оптовики тоже такие интересные: если до 1 августа разрешено торговать немаркированными остатками, они будут пытаться до последнего их распродать – они же тоже не хотят нести дополнительные расходы. Если бы мы уже маркированный товар получили, нам тогда остается только принять его, и все. Но оптовики тянут, производители тянули", – добавляет бухгалтер магазина одежды из Павловска Ольга Верхоланцева.

Впрочем, не все производители намеренно "тянули до последнего": менеджер швейного предприятия и магазина "Солнышко" Елена рассказала "Толку", что провести маркировку загодя, на этапе производства, им помешали программные особенности "Честного знака":

"Я на футболки превентивно создала карточки еще в июле. Но они у меня не прошли модерацию, потому что тогда маркировка была необязательной. То есть я хотела подстраховаться, помочь своим клиентам-оптовикам как раз из небольших деревень, чтобы они могли спокойно работать. Этот фокус не прошел".

Совсем не 60 копеек

В итоге предпринимателям приходится решать массу технических задач, а если в магазине представлен ассортимент "от юбки до шубки", то у владельца попросту нет времени на передышку, отмечает Ольга Верхоланцева. Так, по ее словам, каждое нововведение требует изменения в программных продуктах, в частности, в базовой программе "1С".

"Содержать штатного специалиста нам не по карману. В Павловске программистов нет, соответственно, мы его вызываем, оплачиваем дорогу, оплачиваем почасовую работу. Когда ввели маркировку на обувь, он нам все настраивал. Ввели на легпром – он опять приезжает нам все настраивает, вплоть до кассы. У меня больная тема была по доработке этикеток. Заходишь на "Честный знак", там рекомендуемые шаблоны. Нужно использовать программное обеспечение, рекомендуемое "Честным знаком". А все меню в нем англоязычное!" – продолжает собеседница.

Как тотальная маркировка может ударить по алтайскому бизнесу и покупателям
Как тотальная маркировка может ударить по алтайскому бизнесу и покупателям
Фото: Фото: канал "Толк"

По ее словам, один из таких приездов программиста обошелся предпринимателю в 100 тыс. рублей. Помимо этого, магазин должен закупить технику, рулоны с наклейками и весь сопутствующий инструментарий.

"Нам пришлось линейные сканеры поменять на 2D-сканеры. Мы тратим деньги на этикетку. В СМИ говорили, что это никак не отразится на покупателях – всего 60 копеек за один код. Но на самом деле нужно купить термоэтикетку, риббон, принтер для печати этикеток, сделать описание товара, а у нас это больше 200 тыс. карточек! В итоге все равно страдает конечный покупатель, потому что цены растут", – говорит Ольга.

Барнаульский филиал комплекса легкой промышленности ждет расширение производства

Швейное предприятие компании "БТК групп" ждет увеличение производства в рамках инвестиционного проекта. Для возможности его реализации в краевой столице проводится реконструкция сетей водоснабжения

Представитель предприятия и магазина "Солнышко" Елена рассказывает, что изготовленные наклейки часто портятся – это происходит, когда покупатель вскрывает упаковку, чтобы лучше рассмотреть майку или белье.

"Эта маркировка важна. Потому что это первый слой, непосредственное прилегание к телу, вещь носится как минимум 10 часов. Это деликатный товар, который требует подтверждения качества. Но до недавнего времени у нас эти трусики стоили 50 рублей, теперь – 59. 15% наценка получилась, потому что нужны чеки, коды, карточки".

"Плачевная ситуация"

Отдельно предприниматели жалуются на периодические "обвалы" сайта "Честного знака" и отсутствие внятной техподдержки.

В довершение всего, отмечают собеседники, все старания еще и перечеркиваются оттоком покупателей на маркетплейсы. Из-за этого многим приходится забыть о планах по расширению своего дела.

"На начальной стадии планов было больше, чем сейчас можно реализовать. Аппетиты пришлось уменьшить. Я хотела дополнительно к домашней одежде продавать носочки, аромасаше, косметику и разные товары для дома. Но пока я вся целиком в производстве и занята настройкой процесса маркировки", – говорит создатель бренда домашней одежды Анна Космынина.

Швея. Цех. Работа
Швея. Цех. Работа
Фото: "Толк"

"Рентабельность бизнеса сильно падает, у нас многие закрываются. Плачевная ситуация. Даже я уже на грани закрытия. Мы в плюс не работаем на данный момент. Все мелкие оптовики просто идут к закрытию", – заключает Ирина Полякова.

Поэтапное углубление учета изделий легпрома продолжится вплоть до конца 2025 года. С этого года также стартует маркировка игрушек, бытовой химии, косметики и других групп непродовольственных и продовольственных товаров.

Они работали, а им говорят извините: бизнес-омбудсмен — о топе бед предпринимателей

Андрей Осипов назвал и прокомментировал основные проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться малому бизнесу в Алтайском крае

Новости партнеров
Новости партнеров
В стране трагедия, так как погиб заслуженный артист России и СССР
Гусман был уволен из ТАСС кремлем: СМИ
Всем, у кого проблемы с сердцем, это ягода для вас: срочно читать
Все, кто мучается перед сном, для вас решение
Известная певица на всю Россию созналась во лжи
Ученые Восточной Сибири начали поднимать тревогу
Растворимый кофе влияет на наш организм!
Врачи собрали в один список сигнали диабета
ЦБ вновь изменил ставку по всей России: новости
В машине этого нет, то водителя оштрафуют: СМИ

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ Виноград ИНН: 2224212735 Токен: 2W5zFJkhehn