Работники выходят как на войну. Алтайский бизнесмен "разнес" систему маркировки

Производство молока
Производство молока Фото: Виталий Барабаш

По словам барнаульского переработчика, маркировка в условиях санкций контрпродуктивна: она создает большие трудности бизнесу, уводит деньги из бюджетов, а ее оплата "идет неизвестно куда"

Иногда сотрудники предприятий, работающих в системе маркировки, идут на работу, "как на войну", потому что не знают, когда вернутся домой: система регулярно сбоит и порой приходится задерживаться допоздна. Об этой и других проблемах, связанных с маркировкой, на одной из площадок Конгресса предпринимательских объединений рассказал Олег Махнаков, гендиректор молокоперерабатывающей компании "Рикон", общественный помощник бизнес-омбудсмена в сфере сельхозпроизводства.

Маркировка – это размещение специального знака на товаре (чип или специальный штрихкод), с помощью которого отслеживается движение товара от производителя до продажи в рознице. В России уже введена маркировка меховых изделий, обуви, лекарств, шин, духов, табака, упакованных вод, частично – молочной продукции. Планируется "чипировать" как минимум пиво, БАДы, антисептики.

Махнаков подчеркнул, что рано или поздно процесс маркировки затронет большинство производителей. Об этом неоднократно говорили и другие эксперты федерального и регионального уровней, так как эта система позволяет полностью контролировать движение всех товаров, а значит, и расчетов по ним, отчислений. Хотя основной целью введения маркировки власти называли "обеление" рынков, избавление от контрафакта.

По мнению барнаульского предпринимателя, любые неналоговые отчисления бизнеса, в том числе и маркировку, можно сравнить с кротами, "которые под землей ползут и подъедают корни предпринимательства".

"Когда эти отчисления становятся сопоставимыми с налоговыми, это становится опасным, особенно сейчас", – считает Олег Махнаков.

Бизнес в голос просит власти заморозить маркировку и называет ее вредительством

Весь процесс маркировки "завязан" на импортном оборудовании, ее введение прибавит по 1,5-2 рубля к единице товара на магазинных полках, говорят предприниматели

Совсем некопеечные коды

Одной из санкций Запада, рассказал он, стало ограничение на ввоз определенной полиграфической продукции, в том числе наклеек для маркировки. Раньше одна стоила 6 копеек, сейчас 20.

"Казалось бы, мелочь. Но для продукции, производимой по всей России, это огромные суммы. Оборудование, ПО для маркировки – тоже все импортное", – говорит предприниматель.

Действительно, еще в апреле в отраслевом объединении "Союзмолоко" фиксировали дефицит самоклеящихся этикеток для маркировки "молочки" – раньше их поставляли в страну финская и американская компании. Для фирм, которые заключили контракты с ними до 9 апреля, запреты на ввоз вступят в силу после 10 июля, писал сайт agronews.com.

Также сообщалось, что компания "Видеоджет Технолоджис" – один из крупнейших производителей принтеров для маркировки – заявляла в апреле, что приостанавливает поставки из Европы в Россию.

Андрей Осипов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в крае, рассказывал, что все оборудование, запчасти к нему, все ингредиенты – порошки, ленты и так далее – производятся только на Западе. Найти качественные аналоги европейским невозможно.

Система сбоит

Но мало того, что есть проблемы с импортом расходников и оборудования, в самой системе регулярно происходят сбои, рассказал Махнаков.

Взрывной рост спроса на продукцию переработчиков Алтая вызвал у них проблемы

Поставщики зерна придерживают сырье и с трудом продают его по повышенным ценам переработчикам, которые на полную мощность запустили все производственные линии

"Работники как на войну выходят, потому что не знают, когда с работы уйдут. Если система не считывает, рабочий день может с 8 утра до 12 ночи растянуться", – объяснил глава компании.

При этом, говорит он, и производительность линии падает на 30%.

Ранее Вадим Смагин, глава Бочкаревского пивоваренного завода, также рассказывал на оперштабе при губернаторе, что линии по розливу воды однажды простояли три дня, потому что система не передавала данные.

Легальный контрафакт

Но и это не все. Возникают проблемы и с качеством марок.

"Вы выпустили хорошую продукцию, а торговые сети ее утилизируют – у них код не считывается, потому что при транспортировке он может повредиться, становится нечитаемым. Код не читается – значит, продукция расценивается как фальсификат. И торговые сети заставляют нас платить за утилизацию нашего же качественного продукта", – рассказал Олег Махнаков.

Многое еще зависит от качества тех же сканеров. У крупных торговых сетей они дорогие, хорошие, а малый бизнес себе такие позволить не может. А считывают маркировку они опять же по-разному.

Ранее глава ТД "Аникс" Юрий Никитин рассказывал губернатору и заместителю генпрокурора, что маркировка – только на уровне розницы – дает к стоимости товара дополнительно 1,5-2 рубля.

"Конечно, все затраты включаются в себестоимость. В результате прибыль предприятий уменьшается, а с нее платятся налоги в региональные бюджеты, которые недополучают средства из-за вот этих "подземных кротов", – заявил Махнаков.

По его словам, бизнес волнует еще и тот факт, что если налоги идут в бюджеты и, соответственно, на развитие территории, то выплаты по маркировке "уходят непонятно куда".

Как в 2018 году писал РБК, единый оператор системы цифровой маркировки товаров в России создан на базе компании "Оператор-ЦРПТ", "дочки" Центра развития перспективных технологий, принадлежащей структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и компании инвестора Александра Галицкого.

"В условиях санкций система маркировки контрпродуктивна", – резюмировал он.

Его коллеги ранее называли маркировку в текущих условиях вредительством и мероприятием, не выгодным ни бизнесу, ни покупателям.

Алтайский край может забрать больше налога на прибыль у федеральных гигантов

Если федеральные власти изменят способ распределения этого налога от федеральных "титанов", то Алтайский край сможет получать больше денег в бюджет

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей