Путепровод почти готов. Сейчас здесь идут последние приготовления к запуску движения, который состоится уже завтра, 30 ноября. В этом корреспонденты "Толка" убедились во время экскурсии по объекту
Скоро по мосту на Новом рынке снова потекут транспортные потоки. Объект откроют для движения спустя 1,5 года реконструкции. А пока здесь идут последние приготовления перед знаковым для города событием. Чем запомнится стройка, какой опыт она подарила и почему общественный транспорт поедет по путепроводу только в декабре, читайте в нашем материале. А как построенный мост выглядит сейчас – смотрите в фоторепортаже.
Горячий ноябрь
Движение по мосту будет открыто сразу после официального запуска объекта. Уже во второй половине дня (в четверг, 30 ноября) по нему пустят автотранспорт. А вот автобусы, троллейбусы и трамваи начнут курсировать по путепроводу на следующий день после открытия. Это нужно для того, чтобы пассажиры, как и экипажи общественного транспорта, успели перестроиться на новую (по сути, старую) схему движения.
"Мы хотели избежать путаницы, чтобы люди вечером могли спокойно уехать, пользуясь уже привычными маршрутами. Утром 1 декабря весь общественный транспорт, который ранее двигался по проспекту Ленина и по путепроводу, отправится по своим старым маршрутам. В их числе трамваи и троллейбусы", – рассказал руководитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Валерий Ведяшкин.
Мост откроют и для пешеходов. Для них обустроены ровные тротуары, отделенные от проезжей части оцинкованным ограждением, зебры и многое другое. Некоторые горожане, не дожидаясь официального открытия, уже познакомились с новым мостом. К этому моменту строители как раз закончили обустройство тротуарной части.
И это далеко не все работы, которые строители выполнили, будучи на финишной прямой перед открытием – в ноябре. За этот месяц они уложили дорожную одежду (сейчас мост укрывает ровный слой нового асфальта), установили ограждения, оборудовали путепроводы опорами освещения, установили со стороны улицы Кулагина светофор, начали протягивать контактную сеть, а Горэлектротранс за это время уложил рельсошпальную решетку, которая "вросла" в асфальтобетонное покрытие и т.д.
В следующем году останется лишь навести последний лоск, отметил подрядчик: покрасить большой и малый путепроводы, уложить плитку и асфальт в межрельсовое пространство трамвайных путей (это можно сделать только после "усадки" щебеночного покрытия), разобрать опалубку, которая использовалась для работ на металлической части моста, смонтировать подмостовой путь для обслуживания объекта и провести благоустройство под ним. Все это будет закончено до 30 июня 2024 года.
"На эксплуатацию путепровода и безопасность движения по нему данные работы никак не повлияют. Главное, что, несмотря на все выявившиеся обстоятельства, движение по мосту будет запущено вовремя. Что касается конструктивной части, то она готова на все 100%", – отметил руководитель Барнаульского ДСУ-4 (подрядной организации) Николай Данилин.
Мост за год
Эксперт рассказал "Толку", что благодаря консолидированной работе всех задействованный в реконструкции сторон, начиная с рядовых рабочих, заканчивая руководством края, города и РЖД, фактический срок возведения нового моста удалось сократить до года. Все остальное время было потрачено на подготовку к основным работам, укрепление грунтов и строительство подходов к объекту.
Кстати, строительство подходов изначально не было предусмотрено проектом, отметил подрядчик. О необходимости проведения данных работ было принято решение уже в процессе реконструкции. Для этого в кратчайшие сроки заказчик подготовил необходимую документацию, проект получил положительную оценку госэкспертизы и подрядчик в ДСУ-4 приступил к работе без срыва сроков.
В этом, отмечает эксперт, помогла в том числе правильная организация процессов реконструкции, многие из которых удалось запараллелить, привлекая максимально количество субподрядчиков (их было более 10). При этом какие-то работы велись в продленном, а какие-то даже в круглосуточном режиме.
"Понятно, что какое-то время после открытия все равно будет некая неразбериха, как после закрытия путепровода, но уверен, горожане быстро перестроятся и адаптируются к новой реальности", – заметил Николай Данилин, говоря о ближайшем будущем.
Ситуация на дорогах и выделенки
Перераспределение транспортных потоков, вероятнее всего, произойдет уже на следующей неделе, поделился своим прогнозом Валерий Ведяшкин. К этому моменту начнет постепенно разгружаться проспект Калинина и другие магистрали, куда 1,5 года назад устремились водители и автолюбители после закрытия моста.
Транспортного коллапса, вопреки мнению некоторых экспертов, так и не случилось. Все дело в том, что перед закрытием моста была проведена большая подготовительная работа, уточнил эксперт.
"Была разработана комплексная схема организации движения на период закрытия путепровода. Мы привлекли научное сообщество, специалистов технического университета, Госавтоинспекцию. Экипажи ДПС первое время работали на особенно сложных участках, помогая организовать движение", – пояснил он.
Важную роль сыграли информационная работа и обустройство выделенных полос для автобусов и трамваев.
"Для нашего города их появление стало экспериментом. И он оправдал себя. Так нам удалось обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Я считаю, что мы достигли ожидаемого результата. К тому же от горожан мы слышали только положительные отзывы. В итоге, когда мы закрыли движение на путепроводе, коллапса не случилось. Более того, совместно с Госавтоинспекцией мы продолжали мониторить ситуацию, чтобы оперативно решать локальные проблемы, без которых (и это объективно) обойтись все равно не удалось бы", – заметил Ведяшкин.
Часть выделенок исчезнет с дорог Барнаула. Это касается участков, где в связи с изменениями маршрутов общественного транспорта они будут уже не нужны. Так, выделенные полосы "А" пропадут на проспекте Калинина и улице Аносова, а также на отрезке проспекта Ленина от улицы Матросова до улицы Аносова. На последнюю вернется двустороннее движение.
Выделенки останутся на напряженном участке проспекта Ленина (от улицы Партизанской до площади Октября), проспекте Строителей, улицах Челюскинцев и Советской Армии.
"Здесь выделенные полосы востребованы с точки зрения бесперебойной работы общественного транспорта. Даже до закрытия путепровода на данных отрезках трафик был напряженным. Что касается развития в будущем, то мы не исключаем появления выделенок на других участках дорог краевой столицы. Особенно в свете полученного опыта", – сообщил Валерий Ведяшкин.
Эксперт пояснил "Толку", что пока выделенки не планируют делать на Павловском тракте (для этого не хватает полосности) и на улице Малахова.
Сомнений не было
Вернувшись на 1,5 года назад, эксперт напомнил, что отладка транспортных потоков и схем движения не прекращалась на протяжении первого месяца после начала реконструкции. Все это время непрерывно шло перераспределение трафика по свободным магистралям, и только опытным путем можно было отследить этот процесс, чтобы внести небольшие коррективы. Впоследствии движение нормализовалось, заключил эксперт.
"Когда началась реализация еще одного дорожного проекта – реконструкция транспортной развязки на Змеиногорском тракте, – у нас было опасение, что дорожная ситуация осложнится. Все-таки это строительство двух крупных объектов. Но в результате совместной работы с краевым министерством транспорта и Госавтоинспекцией, больших пробок удалось избежать. Еще одним фактором стала удаленность объектов друг от друга", – заметил руководитель комитета.
В завершение Ведяшкин поделился впечатлениями от проделанной подрядчиком работы. Он отметил, что объект был сложным, его строительство был связано со множеством нюансов, начиная с выявления слабых грунтов, пересмотра проекта реконструкции, заканчивая погодными условиями. Однако сомнений в том, что мост будет открыт для движения вовремя, не было.
"При запуске больших проектов всегда есть определенные опасения. Но не в этом случае. Во-первых, за дело взялся надежный и серьезный подрядчик, был подготовлен детальный план-график выполнения работ. Во-вторых, еженедельно на объекте проходили совещания на уровне замглавы по транспорту, где в оперативном режиме решались все вопросы. В-третьих, велся непрерывный мониторинг со стороны Стройконтроля. Словом, велась системная работа, итоги которой мы с вами увидим буквально завтра", – заключил Валерий Ведяшкин.