Два дня из 557 осталось до долгожданного события – открытия движения по путепроводу на проспекте Ленина. Вспоминаем, какие задачи день за днем решали мостостроители, чтобы успеть в срок
Реконструкция моста на Новом рынке разделила жизнь краевой столицы на до и после. Начиная с мая прошлого года, весь город пристально следил за каждым этапом возведения нового объекта, а сегодня замер в ожидании, когда путепровод наконец-то откроют для движения. Судьбоносное событие состоится, как и было запланировано, 30 ноября. А пока мы решили вспомнить самые важные этапы строительства, собрав их в хронику рождения нового моста. Как шло его возведение, читайте в материале "Толка".
2022 год
Май 2022 года: "кирпичи" и ветхие конструкции
Барнаул, разделенный стройкой на две половины, через два дня вновь станет единым целым. Напомним, старый путепровод перекрывали в два этапа. Так, утром 10 мая заблокировали движение по нечетной стороне моста. На проезжей части установили бетонные блоки и запрещающие знаки. Пешеходный переход в районе остановки "Новый рынок" перенесли, светофор перенастроили, временные дорожные знаки установили.
На тот момент уже была готова измененная на время реконструкции инфраструктурного объекта схема транспортного и пешеходного движения. Она лишь ждала своего запуска. Произошло это спустя две недели после установки первых блоков. К этому историческому моменту подрядчик должен был успеть подготовить стройплощадку и пешеходный обход стройки с металлической лестницей, а Горэлектротранс – собрать разворотное кольцо для трамваев. А перед этим уже запустили выделенные полосы для общественного транспорта.
В 11 часов утра 21 мая мост полностью перекрыли для движения. Когда по четной стороне проехала последняя легковушка, проезд запечатали на 1,5 года. И теперь уже по всей ширине проезжей части встали бетонные блоки с "кирпичами". С обеих сторон проспекта Ленина установили информационные стенды с паспортом строящегося объекта.
И если в начале работы шли довольно медленно, то после полной блокировки они пошли ускоренными темпами.
Так, вокруг будущей стройки очень быстро вырос забор. Пешеходам, привыкшим до полного перекрытия движения пользоваться старыми тропками через мост, пришлось привыкать к новой реальности. А в это время в городе в целом шло перераспределение транспортных потоков. Многие аналитики опасались, что Барнаул увязнет в пробках. Однако, как показала практика, тотального коллапса так и не сучилось.
Тем временем со стороны улицы Новоугольной появился аккуратный строительный городок с белыми "домиками". Рабочие демонтировали дорожное покрытие, рельсы и приступили к разбору конструкций самого моста.
Отметим, что решение о реконструкции моста было принято из-за его аварийного состояния. Долго он мог не простоять и был небезопасен для дальнейшей эксплуатации. Как потом рассказал замдиректора по капитальному строительству ДСУ-4 Денис Попрядухин, балки пролетов, вертикальные конструкции, горизонтальные ригеля и т. д. были в настолько плачевном состоянии, что буквально рассыпались в руках. Работать приходилось очень осторожно – обошлось без внеплановых обрушений. С другой стороны, демонтаж провели быстро, существенно сэкономив время для строительства.
Июнь: подключение Тюмени
Летом полным ходом шел демонтаж. Для начала конструкции моста освободили от транспортных электросетей и сетей связи. Параллельно подрядчик вел работу над заключением контракта с тюменским заводом "Стальмост" по поставке металлических конструкций для монтажа большого путепровода. Он был восьмипролетным. После реконструкции эта часть стала трехпролетной.
В мае запустили первое разворотное кольцо для трамваев (у ТЦ "Пионер"), в конце июня специалисты Горэлектротранса запустили второе – на "Доме быта". В течение месяца мостостроители полностью демонтировали теплосеть и 80% двух пролетов большого путепровода, а также изготовили каркасы для 18 буронабивных свай для опор под теплоснабжение.
Июль: металлоконструкции и сваи
Работа спорилась. К середине лета маленький путепровод и бОльшую часть большого демонтировали. В то же время уже началось строительство. В этот период подрядчик успел обустроить четыре опоры для тепловой сети. Под ними вбили 18 свай и установили железобетонный монолитный ростверк.
А в это время в Тюмени уже приступили к изготовлению металлоконструкций для пролетов будущего большого путепровода.
Август: демонтаж и "окна"
Большой путепровод нависал над железнодорожными путями, что существенно осложняло строителям поставленную задачу. Чтобы работы шли своим чередом, руководство ДСУ-4 заключило с РЖД договоры по предоставлению технологических окон для демонтажа старых и монтажа новых конструкций.
В итоге за месяц мост практически полностью снесли. От него осталась только две опоры, которые не мешали основным строительным работам. И до поры до времени их решили не трогать, чтобы снести уже в 2023 году. Так можно было, чтобы сэкономить драгоценные "окна".
К концу лета началась прокладка труб отопления на новых опорах, построенных специально для этого. Уже 13 августа подрядчик смонтировал 45-тонную трубу магистрали диаметром 1020 мм и длиной 48 м.
Сентябрь: перестройка по всем фронтам
Начало осени запомнилось подготовкой к отопительному сезону. Подрядчик совместно с компанией "СТЭК" не покладая рук работали над обустройством нового отрезка труб в районе стройки. Их завершили к 15 сентября. Тогда успешно они прошли подключение к общей сети, тестировку и запуск системы. 22 сентября в дома Барнаула подали тепло. Без новой магистрали этот старт был бы неполным.
В то же время шли перестановки в транспортной сфере. В связи с тем, что закончились отпуска и каникулы, увеличился пассажирский и автомобильный трафики. Горожанам пришлось привыкать к новому режиму работы автобусов, троллейбусов и маршруток, выделенкам, а также небольшим пробкам на дорогах. Забегая вперед скажем, что город быстро привык к новому ритму жизни: спустя пару месяцев ситуация стабилизировалась.
Тогда же в новые места "обитания" переселились лебеди из "семьи" легендарного Андрюши. Благородных птиц убрали со старой трубы, которую после этого демонтировали. Четверку лебедей приютили в Барнаульском зоопарке, еще шесть птиц "угнездились" в художественной школе "Традиция" во Власихе. А вот Андрюшу решила забрать дочь автора.
Октябрь: мостовые "сюрпризы"
Осень для мостостроителей прошла буквально в земле. Независимо от погоды, они формировали свайное поле из буронабивных свай для будущих опор и возводили на нем основания для моста.
Но объект продолжал "сыпать" "сюрпризами". Оказалось, что под мостом слабые грунты. Для их укрепления требовались специальные технологии. Ими владели далеко не все организации. Начался поиск партнера, способного справиться с поставленной задачей.
А из Тюмени пришли хорошие новости. Представители подрядной организации провели осмотр металлических конструкций на заводе-изготовителе "Стальмост" и остались довольны. Эта часть работы шла без накладок.
Ноябрь: для грунтов и не только
Период в преддверии зимы отмечен несколькими важными событиями.
- Во-первых, ударными темпами росло свайное поле для опор моста. Рабочие расширяли его, устраивая буронабивные сваи одну за другой.
- Во-вторых, была найдена субподрядная организация для укрепления слабых грунтов. Для работы на объекте в Барнаул из Новосибирска прибыли специалисты компании "Райдекс".
- В-третьих, в ноябре специалисты уже приступили к этим работам. Они начали насыщать грунт под опорами инъекциями бетонного раствора. Было заполнено более 300 грунтоцементных свай.
Кроме того, в Барнаул прибыла первая партия металлических деталей для большого путепровода. Тралы с металлоконструкциями приезжали в Барнаул практически каждый день. Для того чтобы доставить все элементы, было выполнено 53 рейса.
"В целом основной путепровод будет состоять из шести балок, на их устройство потребуется 36 таких блоков. Сам конструктив будет собираться непосредственно на строительной площадке и монтироваться грузовым подъемным механизмом", – рассказал тогда подрядчик.
Декабрь: новогодний перерыв
Год продвигался к своему концу, а реконструкция шла в графике. Причем несмотря на "сюрприз" в виде слабых грунтов. Специалисты "Райдекса" быстро их укрепляли, подготавливая крепкую основу для опор. С помощью спецтехники под большим давлением (в 450 атмосфер) через трубки диаметром 159 мм закачивают (инъектируют) в грунт цементный раствор. В процессе манипуляции с ним смешивался грунт и уплотнялся настолько, чтобы выдержать рассчитанные в проекте нагрузки.
На других участках тем временем продолжалось строительство железобетонных основ. И морозы не стали помехой. Небольшую паузу на стройплощадке взяли лишь на Новый год.
"Новый год – семейный праздник. Работы идут в графике, поэтому мы взяли небольшой перерыв, чтобы сотрудники отдохнули от напряженной работы и провели праздники дома. Причем это коснулось не только реконструкции путепровода, но и других наших объектов. 4 января все работы возобновились", – рассказал тогда "Толку" директор Барнаульского ДСУ-4 Николай Данилин.
2023 год
Январь – февраль: крепкий грунт
Зимой укрепление грунта благополучно завершилось, проверки и испытания были пройдены. Еще одна сложная задача оказалась успешно решена, поэтому работы прошли без сбоев в графике.
Напомним, что малый (ныне однопролетный) путепровод стоит на двух опорах. Их установили на монолитный ростверк, щебеночную подушку на мелкозаглубленном фундаменте. Для большого (ныне трехпролетного) путепровода построили четыре опоры, три из которых стоят на буронабивных сваях, одна – на мелкозаглубленном фундаменте.
Март – апрель: 2 км рельсов и шпалы
Весной продолжилось строительство опор для пролетов, началась подготовка к монтажу железобетонных конструкций между основаниями для малого путепровода. Его монтаж должен был вот-вот начаться.
В то же время прорабатывался вопрос о закупке материалов для укладки трамвайных путей. Уже в середине весны в Барнаул прибыли новые трамвайные рельсы. Их передали на хранение в Горэлектротранс. Напомним, на предприятие поступило более 2 км рельсов марки ТВ-62 для изготовления новой трамвайной линии для устройства на путепроводе.
Май: первый готов
Последний весенний месяц обрадовал хорошей новостью – готов "черновой" вариант однопролетного путепровода, что находится со стороны Дома быта. Для этого понадобились 25 железобетонных балок. Протяженность этой части моста составила 18,3 метра, ширина – 38,8 метра. Здесь смонтировали опалубки открылков первой опоры, далее подрядчик приступит к работам по устройству будущей дороги.
Параллельно продолжились работы на трехпролетном (большом) путепроводе. К монтажу пролета между первой и второй опорами – он состоит из восьми балок – рабочие приступили в воскресный вечер уходящего мая. Сначала два соединенных на земле блока уложили на одну из опор и временно смонтированную опору, затем уже на высоте к ним присоединили третий блок болтовыми соединениями и сваркой.
Июнь – июль: смонтировали и надвинули
Лето для мостостроителей выдалось жарким и насыщенным событиями. В этот период практически все внимание горожан было приковано к монтажу пролетов для большого металлического путепровода.
Балки пролетных строений монтировали одну за другой. Самым сложным оказался участок между третьей и четвертой опорами. Этот пролет – самый протяженный (48 метров) и требовал не только технологических окон, но и спецтехнологий. Изначально предполагалось, что пролет смонтируют путем надвижки и огромного "домкрата". Для этого хотели привлечь подрядчика из Москвы. Однако подход изменили.
"В целях ускорения работ решение было пересмотрено. В итоге укрупнительная сборка и монтаж производились с существующего пути – пешеходного путепровода. Все работы провели специалисты нашей организации", – отметил Денис Попрядухин.
Для этого мостостроители подготовили временный стапель для надвижки пролетного строения между третьей и четвертой опорами. Более того, из-за больших габаритов самого длинного пролета балки собирали на путепроводе, где сейчас организовано движение пешеходов. Для безопасности людей проход частично ограничили, а ограждение стройплощадки перенесли.
Чтобы собрать балку длиной 48 метров (именно столько составляет расстояние между третьей и четвертой опорами), рабочие соединяли и сваривали пять блоков на пятипролетном путепроводе. Специализированная компания проверяла все сварные стыки.
Что еще было сделано?
- По периметру моста продолжили строить подпорные стенки для удержания насыпи проезжей части.
- Рабочие продолжили армирование межблочных швов и консоли на уже смонтированных частях путепровода, а также будущих тротуаров.
- Мостовики обеспечили въезд на малый путепровод (со стороны Дома быта) с помощью сборных железобетонных элементов. После их укладки подрядчик приступит к устройству подходов со стороны Дома быта и укладке трамвайных путей.
- В Горэлектротрансе начали сборку рельсошпальной решетки для устройства на новом путепроводе.
Август: три четверти пути позади
Главной новостью конца лета стала 75-процентная степень готовности моста на проспекте Ленина. Именно так ее оценили после визита на объект губернатора Алтайского края Виктора Томенко.
Так, в августе смонтировали бОльшую часть балок пролетных строений. Параллельно с этой высокотехнологичной работой мостовики обустраивали проезжую часть: уложили плиты, сформировали подъезды, приступили к монтажу рельсошпальной решетки для трамвайной линии, бетонировали межблочные швы и т. д.
Кстати, для проезжей части путепровода по проспекту Ленина изготовили специальные плиты. Для этого задействовали алтайские предприятия: ЖБИ №1 им. В.И. Мудрика, Бийский завод железобетонных изделий и Майминский завод ЖБИ.
"Плиты для проезжей части (по проекту их 90 штук) примерно в равных долях изготовили два завода: Барнаула и Бийска. Третий завод поставлял нам переходные плиты на сопряжение моста и подходы", – рассказал Попрядухин.
Сентябрь – октябрь: мост построен
Уже осенью мостостроители полностью смонтировали металлический каркас большого путепровода. И здесь можно было бы выдохнуть – работы идут в графике и самый сложный этап позади, – но расслабляться было рано, о чем рассказали сами мостостроители.
Впереди ждал монтаж оставшихся плит проезжей части (на самом протяженном участке их 90 штук), гидроизоляция, укладка многослойной дорожной одежды, рельсошпальной решетки и т. д.
Причем многие этапы шли параллельно. Так, пока мостовики завершали укладку плит на одном участке, другой уже готовили к обустройству асфальтобетонного основания и т. д. Например, в октябре дорожники приступили к этим работам на малом путепроводе. После чего началась укладка бортового камня и устройство основания тротуаров. До конца месяца здесь выполнили асфальтирование проезжей части.
В конце октября рабочие полностью демонтировали трамвайное кольцо со стороны Дома быта, чтобы соединить рельсы с действующими путями. Трамвайное сообщение (маршрут №3) на данном участке временно приостановили. Транспортную связь сохранили за счет курсирующих здесь троллейбусов. До конца месяца завершился демонтаж кольца со стороны ТЦ "Пионер". Вместо трамвая №1 запустили временный автобус №99, где действует пересадочный тариф. Здесь же закончили отсыпку подъездов к мосту и подготовили к асфальтированию.
Ноябрь: завершение большой стройки
В ноябре мостовики вышли на финишную прямую. Позади более 1,5 лет масштабных работ, решения непростых задач и постоянного контроля за каждым этапом реконструкции. Причем не только со стороны краевых и городских властей, но и самих горожан. Последних до последнего момента волновал вопрос – успеет ли подрядчик вовремя открыть движение на объекте. Судя по хронике последнего месяца – для срыва сроков причин нет.
Во-первых, мост построен. Во-вторых, на сегодняшний день полностью уложен асфальт на проезжей части и подъездах. Завершается асфальтирование тротуаров, нанесение дорожной разметки. В-третьих, закончена установка опор контактной сети и перильных ограждений, рельсошпальная решетка уже ждет выхода первых трамваев. Закончены и другие виды работ.
Как не раз отмечал подрядчик, мост будет открыт вовремя – 30 ноября. И до этого события осталось всего два дня.
Напомним, строительные работы на проспекте Ленина ведутся за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита, предоставленного Алтайскому краю на 2022–2023 годы.