Примерно три месяца остается до завершения реконструкции моста на проспекте Ленина. Он станет одним из самых технологичных и капиталоемких объектов дорожной инфраструктуры Барнаула
Для строительства путепровода на Новом рынка были использованы передовые технологии в мостостроении. Благодаря гению инженерной мысли и современным материалам объект сможет выдерживать колоссальные нагрузки. Средняя прочность его конструкций составляет 5 тысяч тонн, а расчетный срок службы покрытия пролетов достигает 100 лет. Из чего строят новый мост и чем обусловлена его высокая надежность, читайте в материале "Толка".
Мостостроительные технологии
Мост на Новом рынке состоит из двух частей – малого и большого путепроводов. Они отличаются не только размерами и размахом, но и материалами основы для пролетных строений – балок.
В настоящее время уже построена малая часть моста. Ее протяженность составляет 18,3 метра, а ширина – 38,8 метров. Пролетные строения этого путепровода мостостроители Барнаульского ДСУ-4 (компании-подрядчика – прим. ред.) смонтировали между двумя опорами, стоящими на мелкозаглубленном фундаменте. Это 25 железобетонных балок повышенной прочности, уложенных штабелями, с забетонированными межбалочными швами.
После того как рабочие проведут заливку единственного пролета бетонным выравнивающим слоем и выполнят устройство оклеечной гидроизоляции, специалисты начнут подготовку к укладке нижнего слоя асфальта на подъездных путях со стороны Дома Быта.
Кроме того, многослойной дорожной одеждой впоследствии укроют и сам пролет малого моста. Далее смонтируют две полосы трамвайных путей, по которым поедут вагоны, когда объект откроют. В апреле этого года подрядчик закупил для новой трамвайной линии более двух километров рельсов марки ТВ-62. Их определили на хранение на территории Горэлектротранса. В конце июля специалисты предприятия приступили к сборке рельсов и шпал. Это делается для ускорения запуска движения на путепроводе. Готовые конструкции впоследствии доставят на объект для их дальнейшей укладки. Завершить сборку рельсошпальной решетки на базе МУП "Горэлектротранс" планируют в августе этого года.
Возможно, между трамвайными путями уложат плитку, изготовленную на Барнаульском комбинате железобетонных изделий №1 имени В.И. Мудрика. С новым производством предприятия уже ознакомились представители заказчика и подрядчика. Замглавы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев и руководитель ДСУ-4 Николай Данилин недавно посетили завод с рабочим визитом.
Километры стали
Параллельно идут непрерывные работы по монтажу металлических конструкций большого путепровода. Его длина составит 107, 6 метров, ширина 38,8 метров. В отличие от малой, самая протяженная часть моста состоит из трех пролетов, смонтированных из металлических балок. Для их изготовления понадобилось 1,1 тысяча тонн стальных конструкций. Средний вес одной такой "детали" – порядка семи тонн. Длина самого большого пролета – 48,6 метра, вес – 600 тонн. Протяженность самого маленького пролета (в районе ТЦ "Пионер") – 27 метров, среднего – 32 метра. Их общий вес – 500 тонн. Самый длинный пролет расположен над железнодорожными путями.
Напомним, металлические конструкции изготовили в Тюмени на заводе "Стальмост". Начиная с 2007 года предприятие участвует в строительстве отечественных путепроводов. Мосты, в монтаже которых использовалась продукция завода, построены в разных регионах России. Знают ее и в Барнауле. В прошлом году горожане испытали на прочность продукцию тюменцев, когда был открыт старый мост через Обь.
Конструкции для путепровода на проспекте Ленина изготовлены из листов низколегированной (хромокремненикелевая) стали марки 15ХСНД толщиной от 8 до 40 мм. Она предназначена для производства сварных и сборных конструкций. Общая сумма заказа составила более 300 млн рублей.
Для транспортировки металлических конструкций из Тюмени в Барнаул понадобилось несколько месяцев и десятки рейсов. Для этого задействовали 62 единицы техники: 10 фур и 52 негабаритных площадки. Первая партия прибыла в краевую столицу в ноябре прошлого года.
Первая балка и контроль качества
В мае 2023-го мостостроители смонтировали первую балку. На сегодняшний день готов один из малых пролетов, идет работа на протяженном участке, расположенном над железнодорожными путями. Чтобы не мешать движению поездов РЖД, специалисты монтируют металлоконструкции в строго отведенное время – в рамках технологических окон.
На сегодняшний день собран пролет со стороны ТЦ "Пионер" и завершен монтаж металлоконструкций самого длинного пролета. После этого мостостроители примутся за оставшийся пролет – между второй и третьей опорами. Параллельно идет устройство поперечных связей и другие строительные работы.
Отметим, что региональные и городские власти держат на контроле масштабное строительство на каждом этапе. Представители администраций регулярно выезжают на объект, чтобы лично проверить ход реконструкции. Так, в начале августа стройку посетил губернатор Алтайского края Виктор Томенко. В ходе рабочего визита мэр Барнаула Вячеслав Франк и подрядчик Николай Данилин доложили руководителю региона о том, что готовность моста составляет уже около 75%.
"Учитывая, что на сегодня все идет по графику, реконструкция должна быть завершена к концу ноября. Все ресурсы для своевременной и качественной реализации проекта – есть. Это и все необходимые стройматериалы, и специальные конструкции, и специализированные субподрядчики, и средства инфраструктурного бюджетного кредита, который мы на краевом уровне привлекли для проведения всего комплекса работ", – отметил Виктор Томенко.
Речь идет о сумме более 2 миллиардов рублей, подчеркнул губернатор. Он также поблагодарил жителей и гостей краевой столицы за терпение и понимание, которое они проявили на время реконструкции путепровода.
"Сделаем все для того, чтобы вынужденные неудобства не пришлось испытывать дольше запланированного", – заверил Виктор Томенко.
Алтайские плиты для моста
Что касается реконструкции, то после монтажа металлических пролетов мостостроители начнут укладывать специальные железобетонные плиты. В частности, для пролета между третьей и четвертой опорами большого путепровода потребуется 90 плит. Их изготавливают два алтайских предприятия: Барнаульский КЖБИ №1 и Бийский завод железобетонных конструкций. На сегодняшний день готова большая часть стройматериала.
"На предприятии идет производство мостовых балок, плит, лежней и переходных плит, из которых и будет состоять конструктив путепровода. Наша задача – своевременно их изготовить, чтобы подрядчик мог выполнять работы по графику. При этом срок эксплуатации железобетонных изделий составит не менее ста лет", – рассказал в ходе рабочего визита на предприятия вице-мэра Антона Шеломенцева и руководителя ДСУ-4 Николая Данилина директор барнаульского завода Кирилл Овсянников.
В то же время идет процесс производства еще 140 переходных плит для устройства сопряжений моста с подходами. Их изготовлением занимаются сразу три завода: Барнаульский ЖБИ №1, Новоалтайский завод мостовых конструкций и Майминский завод железобетонных изделий.
"Окончание поставок всех плит ожидается на объекте до конца сентября. Пока по срокам нареканий нет. Перед этим мы убедились, что наши производители предоставят для строительства продукцию высокого качества. Несмотря на это, нами будет осуществляться дополнительно входной контроль. Думаю, в дальнейшем все будет хорошо", – отметил Николай Данилин.
После всех монтажных и подготовительных работ на пролеты уложат асфальтовое покрытие. Здесь появятся по три полосы движения в обе стороны, две трамвайные линии и широкий тротуар. Мост планируют запустить в ноябре 2023 года.
В завершение отметим, что мост на проспекте Ленина станет примером высокотехнологичного и надежного объекта дорожной инфраструктуры. Он будет создан в коллаборации крупных отечественных предприятий. Помимо алтайских производителей и мостостроителей и тюменского завода, в реконструкции приняли участие новосибирские подрядчики. Они привезли в Барнаул технологию jet grouting, которая заключается в процессе инъектирования грунта бетонным раствором для его укрепления.
Таким образом, можно уверенно говорить о высокой прочности, надежности и долговечности будущего путепровода, который на протяжении многих десятилетий будет соединять центр Барнаула с его отдаленными районами.