Проститься с бывшим министром сельского хозяйства России и председателем краевого парламента пришли сотни человек – близкие родственники, друзья и коллеги
В Барнауле проводили в последний путь одного из главных тяжеловесов алтайской политики последних десятилетий, бывшего министра сельского хозяйства России, многолетнего председателя краевого парламента Александра Назарчука. Коллеги и близкие покойного всякий раз подчеркивали нелепость его смерти и признавались, что от этого боль утраты только сильнее.
Не был чинушей и бюрократом
Прощание с Александром Назарчуком проходило в холле Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС). Люди несли живые цветы и венки. Многие, в том числе мужчины, не могли сдержать слез.
Не могла отвести заплаканных глаз от гроба дочь покойного Елена. Сын Назарчука Сергей также все время находился рядом с гробом. Позже он скажет, что "трагически не стало стержня их семьи, и от этого только больнее".
Одним из первых в почетном карауле у гроба Александра Назарчука стоял депутат Госдумы Иван Лоор.
Политик рассказал "Толку", что познакомился с Назарчуком 34 года назад. Лоор тогда начинал работать директором совхоза, а Назарчук спустя полгода стал начальником управления сельского хозяйства:
"Он никогда не был чинушей и бюрократом. К нему можно было зайти и посоветоваться по любому вопросу. Если это требовало индивидуального подхода, разговор никогда не становился достоянием широкого круга лиц".
Нес друга на руках
Проводит в последний путь своего друга и товарища пришли сокурсницы Александра Назарчука. Оказавшись в почетном карауле, Надежда Литвинова трижды перекрестилась и поклонилась гробу.
По словам женщины, она знала Назарчука более 60 лет, и за это время он всегда проявлял себя, как "большой любитель земли".
Сокурсницы Назарчука рассказали, что в последний раз виделись буквально пять дней назад, на похоронах бывшего декана экономического факультета Алтайского госуниверситета Геннадия Иньшина.
Завели разговор о будущей встрече по случаю 60-летия выпуска из сельхозинститута. Назарчук предложил не ждать круглую дату, а встретиться раньше. С улыбкой сказал: "Вдруг не дотянем".
Сокурсницы вспомнили трогательную историю, случившуюся несколько лет назад. У их общего товарища по институту умерла жена. Мужчина настолько был потрясен горем, что не мог самостоятельно идти. Тогда Александр Назарчук подхватил его на руки и пронес по улице.
Он хорошо знал, как это – скорбеть из-за потери любимой женщины. Жена Назарчука трагически погибла в 1997 году в ДТП.
Не стал подстраиваться под Ельцина
В холле Парламентского центра появился и митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.
"Как живой", – сказал он негромко, взглянув на покойного.
Попрощаться с Александром Назарчуком приехал из Белокурихи его давний друг, ныне председатель городского Совета ветеранов Юрий Кольцов.
Он рассказал "Толку", что с Назарчуком они учились в сельхозинституте в одно время, но на разных факультетах. Их дружба завязалась именно в студенчестве. Одно время им нравилась одна и та же девушка, но даже такой пикантный факт никак не сказался на добрых взаимоотношениях двух товарищей:
"Ходили с ним по танцам, дискотекам. Когда уже стали работать, в каком бы статусе не находился Александр Григорьевич, у нас всегда с ним была бескорыстная дружба".
Юрий Кольцов отметил, что Назарчук был крайне принципиальным человеком, и именно это не позволило ему задержаться в должности министра сельского хозяйства России. По словам собеседника, у него разошлись взгляды с Ельциным, а подстраиваться было не в правилах Назарчука.
"Мог бы стать президентом"
Попрощаться с Александром Назарчуком приехал губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
"Огромное трудолюбие, целеустремленность, вера в свои идеалы и постоянная верность интересам Алтайского края, его жителей,всегда отличала Александра Григорьевича", – сказал губернатор в прощальной речи.
Экс-глава Шипуновского района Виктор Свечников вспомнил, как Назарчук отстоял завод "Ростсельмаш":
"У Ельцина уже лежал на подписи документ, который бы поставил на нем крест. А он (Александр Назарчук – прим. ред.) благодаря своей воле и характеру его отвоевал".
Свечников вспомнил и о личных качествах Назарчука, говорил о нем, как о живом:
"А если б знали вы, как он поет", – на этой фразе слезы заставили выступающего взять паузу, но он договорил, что у Назарчука был голос России.
Бывший первый секретарь алтайского крайкома КПСС, экс-депутат Госдумы Виталий Сафронов вспомнил, что Назарчук во время дружеских встреч часто его "подкалывал", что тот агитировал его пойти в комсомол:
"На это я ему отвечал: "Александр Григорьевич, если бы ты еще школу комсомола прошел, ты бы стал не только министром сельского хозяйства страны, но и президентом".
Братская любовь
Александра Назарчука похоронили на Власихинском кладбище рядом с могилой его жены, напротив часовни.
После обряда отпевания митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий произнес сакральную фразу: "Все там будем".
С прощальной речью, буквально захлебываясь от слез, выступил родной брат покойного Иван Назарчук:
"Нужно бояться не смерти, а впустую прожитой жизни. Разве я или кто-то из вас смогут даже подумать, что он прожил впустую. Брат, до последнего издыхания ты в моем сердце".
Пока закапывали могилу, Иван Назарчук рассказал "Толку", что всего мать родила 12 детей, некоторые из них умерли младенцами, а теперь он остался один. Александр Назарчук был старше брата на 2,5 года.
Мужчина признался, что тяжело было хоронить родителей, но брата еще тяжелее:
"Мать с отцом уезжали на работу в шесть утра. А мы с ним вдвоем ждали вечера, потому что они приносили булку хлеба с полынью. Больше ничего не было. Брат меня очень крепко поддерживал по жизни. Еще два дня назад разговаривали, шутили, а тут такое горе".
Могила утонула в цветах
В момент, когда гроб спускали в могилу, снежная буря усилилась. Родные и близкие по очереди подходили, чтобы бросить три символичных пригоршни земли. Для этих целей предусмотрительно приготовили специальные лопатки, но вскоре их отложили в сторону, многим было важно сделать это своей рукой.
Как только образовался свежий могильный холм, его буквально засыпали охапками роз и гвоздик. На кладбище привезли несколько коробок живых цветов и полный грузовик венков, едва уместившихся у двух могил.
Последними кладбище покидали дети Александра Назарчука.