Трехлетняя пандемия коронавируса до сих пор аукается переболевшим: врачи отмечают тромбозы сосудов, "деградацию" легких, эндокринные сбои и не исключают появления суперинфекции на основе COVID-19
COVID-19 перевели в разряд сезонных респираторных инфекций: в Алтайском крае каждую неделю только официально выявляют 100-160 случаев инфицирования, и эта цифра, скорее всего, будет расти. При этом врачи до сих пор сталкиваются с последствиями пандемии, которая официально завершилась в мае 2023 года: не ко всем вернулись ощущения вкуса и запаха, многие пациенты лечат осложнения в нервной системе, сердце, легких и других системах организма. А в это время вирусы объединяются против нас для очередного удара.
Новая суперинфекция?
Одно из отложенных последствий эпидемии "вируса в короне" – его перерождение и "сговор" с другими патогенами, подчеркивает завкафедрой инфекционных болезней АГМУ Нина Карбышева.
"Существует понятие иммунного долга. 2020-2021 годы и даже часть 2022 года выиграл коронавирус. Долгое время представители других респираторных вирусных инфекций были "за скобками". И сейчас, естественно, идет борьба за клеточные рецепторы. И вот этот иммунный долг, который мы платим, проявляется в социркуляции – то есть вирусы готовы объединяться. Кто-то заговорил о тридемии, кто-то – об Х-демии – что мы вообще не предполагаем, какие вирусы могут объединиться, чтобы войти в организм человека", – поясняет врач.
Такое объединение, продолжает специалист, сделает возбудителя сильнее и, вероятно, опаснее.
"Буквально в прошлом году появилось сообщение о так называемом флюковиде. Это объединение вируса гриппа с коронавирусом. Вы понимаете, что такую коинфекцию не каждый организм сможет выдержать", – предостерегает Нина Карбышева.
Притупившиеся чувства
В начале пандемии "визитной карточкой" COVID-19 была потеря обоняния и ощущения вкуса: нередко у молодых подобные проявления являлись единственным признаком ковида при бессимптомном течении заболевания. По словам завкафедрой оториноларингологии АГМУ Елены Хрусталевой, до 20% переболевших до сих пор могут наблюдать "потерю" этих чувств.
"Это зависит от вида вируса. Те, что сейчас циркулируют: стелс, омикрон – больше вызывают кашлевой симптом. Вирус, который вызывал нарушения с обонянием и вкусом, наблюдался, как правило, в начале пандемии", – отмечает оториноларинголог.
По словам специалистов, анализаторы могут неадекватно работать респираторных инфекциях. Но когда отек слизистых спадает, запахи и вкусы возвращаются. Если же этого не случилось, значит, проблема кроется в "проводящей" системе.
"Обоняем мы рецепторами, которые находятся в полости носа. А сам анализ сигналов происходит в головном мозге. Каждый рецептор у нас настроен на определенный запах, и в мозге создается своего рода "карта запахов". Всего около 10 тыс. клеток настроено на это. Головной мозг говорит: я вижу активность нейронов, которые соответствуют, условно, запахам лимона, горчицы, ванилина. При инфекции может нарушаться и структура самого мозга, и периферические рецепторы. Бывает при ковиде также нарушение в виде "выпадения" какого-то определенного запаха: например, все чувствую, а запах чеснока – нет. Это нарушение, которое связано с гибелью настроенного на него нейрона", – объясняет Елена Хрусталева.
Врач также рассказала о постковидных пациентах с нарушениями слуха: вирусом могли поражаться структуры внутреннего уха, вызывая "шум". Ковид также снижал скорость кровотока в микрокапиллярах, что сопровождалось головокружением.
Людям с притупившимися чувствами специалист рекомендует тренировать свои анализаторы. Например, при проблемах с обонянием следует делать дыхательную гимнастику и стимулировать рецепторы резкими ароматами.
"Как тут помогать? Применять специальные препараты, которые улучшают проводимость нервной ткани, улучшают захват молекул кислорода этой тканью, то есть улучшают их питание. Плюс витаминотерапия – группы А, В, С, D. Можно воздействовать озонированным маслом. Конечно, без обоняния и вкуса снижается качество жизни. Кроме того, человек может не почувствовать запах дыма, газа, гнилости. Но часто бывает так: когда у нас страдает один анализатор, его функции берут на себя другие. Например, слепые люди очень хорошо слышат", – резюмирует Елена Хрусталева.
Не вдохнуть полной грудью
По словам завкафедрой пульмонологии и фтизиатрии АГМУ Ирины Цеймах, у некоторых людей на фоне ковида произошли необратимые изменения в легких.
"У таких больных повышенные риски нарушений вентиляционной способности легких. У некоторых пациентов – это редкий случай, но представляющий наибольшую опасность – после инфекции могут развиваться необратимые воспалительные изменения в легких, ведущие к фиброзирующим процессам", – отмечает врач.
Спутником многих переболевших стал так называемый постковидный синдром, который проявлялся в том числе астенией и одышкой. Ирина Цеймах подчеркивает, что "нормальная" продолжительность этого синдрома – 3-6 месяцев. Если после этого "не отпустило", нужно тщательно обследовать организм, в том числе легкие.
"Такие эпизоды вирусных инфекций могут стать триггером для развития хронических бронхо-легочных заболеваний. Существует представление среди специалистов, что нарушение функций дыхания, изменения в легких, продолжающиеся более шести месяцев, – это самостоятельные заболевания, которые могли развиваться и до коронавируса, а в момент инфекции просто стали явными", – продолжает пульмонолог.
Специалист отмечает, что постковидным пациентам обязательно показаны аэробные упражнения, даже если человек выполняет их через силу.
"Кроме того, человек, который проходит легочную реабилитацию, должен питаться как пациент с нарушениями углеводного обмена, например, как больной сахарным диабетом. Но количество калорий, которое он потребляет ежедневно, должно быть в полтора-два раза выше. Для реабилитации нужны большие затраты энергии", – подчеркивает Ирина Цеймах.
Мишень – весь организм
Едва ли найдется уголок в организме, до которого бы не "достал" коронавирус. В частности, сильный удар приняла на себя центральная нервная система.
"Снижение памяти, когнитивных функций, стрессоустойчивости, нарушения сна – это ведущие жалобы пациентов, перенесших болезнь в средней и тяжелой форме. Второе, что мы видим, – эндокринологическая патология, когда у пациентов на фоне терапии проявлялся сахарный диабет. У одних метаболические процессы вернулись к норме, у других нет", – констатирует завкафедрой поликлинической терапии АГМУ Татьяна Репкина.
Кроме того, еще на заре пандемии медики всего мира били тревогу по поводу влияния инфекции на кровеносную систему: многие переболевшие помнят препараты для разжижения крови в своих рецептах. "Механику" этого процесса специалисты объясняли так: коронавирус "цепляется" к стенкам сосудов, поражает их ткань и клетки и провоцирует повышенную коагуляцию, то есть то самое "сгущение" крови.
Бесследно для здоровья такое тоже не прошло: по словам Репкиной, сложно сказать, стало ли больше в крае сердечно-сосудистых патологий, но пациентов с неконтролируемым течением таких болезней точно прибавилось.
"Вирус жестко связывается с определенными рецепторами, и, как любой вирус, обладает токсическим действием, вызывает местное воспаление, гиперкоагуляцию и тромбоз мелких сосудов. Это все оказывает крайне негативное влияние на мышцу сердца. Мы видим у переболевших и миокардиты, и нарушения ритма. К сожалению, эта инфекция послужила триггером для лавинообразных последствий", – поясняет специалист.
Ковид, продолжает Татьяна Репкина, "подточил" и самый большой орган человека – кожу: в частности, немало переболевших столкнулись с выпадением волос и облысением. Это отмечают и работники индустрии красоты.
"10-15% моих постоянных клиентов с этим столкнулись, в основном это женщины 40-60 лет. Два-три года они восстанавливали волосы: мы вместе делали маски, клиенты пили биотин, омегу, ходили к трихологу на УЗИ волосянных луковиц. Были те, кто делал у косметолога уколы в голову – плазмолифтинг. К большинству волос "вернулся", но у некоторых до сих пор все очень плачевно", – делится наблюдениями барнаульский парикмахер Ида Яковская.
Диспансеризация – то, что доктор прописал
Медики напоминают, что всем, кто перенес инфекцию в средней и тяжелой форме, показана углубленная диспансеризация. Татьяна Репкина подчеркивает, это эта программа – бессрочная и бесплатная.
"Обязательным является биохимический анализ крови. Обязательным элементом является электрокардиограмма, она позволяет выявить жизнеугрожающие нарушения сердечного ритма. И наиважнейшей составляющей, конечно, является анкета. Она позволяет пациенту вместе с медработником оценить влияние на каждую систему. При необходимости будет назначено дообследование – эхокардиография, дуплекс вен нижних конечностей и т. д.", – поясняет специалист.
Программа постковидной реабилитации, по данным краевого минздрава, также не свернута, несмотря на официальное завершение пандемии. Направление на реабилитацию у своего участкового врача могут получить тяжело переболевшие пациенты. В этой работе задействован ряд лечебных учреждений:
- горбольница № 4 имени Н.П. Гулла (Барнаул),
- ЦРБ Завьяловского района,
- городская поликлиника №3 (Барнаул),
- лечебно-реабилитационный центр "Территория здоровья" (по согласованию),
- краевой госпиталь ветеранов войн,
- краевая клиническая больница.
Врачи отмечают, что в простудный сезон стоит ожидать роста числа зараженных COVID-19. В целом пока медики констатируют легкое течение инфекции, но риск осложнений все равно присутствует.
Бесплатной вакцины от коронавируса тем временем в крае нет. По словам эпидемиолога Ирины Переладовой, желающие могут привиться в негосударственных кабинетах. По данным одной из барнаульских медицинских компаний, прививка препаратом "Конвасэл" стоит 1,6 тыс. рублей.