О мирах, которые видят больные шизофренией, опасной стигматизации таких пациентов и "механике" распада мышления рассказали сами больные и алтайские психиатры
Шизофрения является редким (до 1% от всей популяции), но при этом одним из самых известных и пугающих психических заболеваний. Его носители рассказывают о видениях, голосах и ощущениях, которые часто испытывают на себе. Шизофрения, по словам врачей, не влияет на интеллект, но при этом буквально "расщепляет" мышление, речь и эмоции. Без лечения такие пациенты могут стать опасными. И прежде всего для себя.
"Какой-то дух меня держал"
В диспансере краевой психиатрической больницы регулярно проводятся занятия для больных шизофренией и их родственников. На одной из таких встреч нам удалось анонимно пообщаться с двумя пациентами с их согласия. Если бы эти люди встретились любому из нас на улице, вряд ли бы кто-то заметил за ними странности.
Один из подопечных больницы – молодой симпатичный парень, в недавнем прошлом студент аграрного вуза, спортсмен. Его душевная болезнь начала проявляться сильной тревогой, от которой было "тяжело дышать".
"Суицидальная попытка была. На меня психологически будто кто-то воздействовал, я не знаю, как это объяснить. Потерял литр крови примерно. Кошка кричала, видать, кровь учуяла. Давление сильно упало, и я успокоился, лег, дальше отец пришел с работы, увидел. Потом друг предлагал помощь, предлагал к психологам обратиться, но мы решили обратиться в стационар. Я не знаю, что было бы, если бы я не пошел. Значит, так суждено. Перед стационаром, помню, мать открывала двери, и мне показалось, что какой-то дух меня держал", – делится молодой мужчина.
Другой пациент – взрослый и довольно общительный мужчина: во время лекции врача активно задавал вопросы, демонстрировал начитанность по теме своей болезни. Тревожные симптомы у него отмечались с детства, но триггером для обострения шизофрении стало чудовищное происшествие.
"Я в энергетике работал сварщиком, слесарем. Потом получил травму головы, и все, заболел. Это было избиение. Оно случилось лет 10-15 назад, там вообще месиво было, я в больнице почти месяц отходил. Сейчас пытаюсь себя взять в руки, борюсь", – рассказывает мужчина.
По словам лечащего врача Анастасии Болюбаш, оба пациента хорошо откликаются на терапию: об этом, в частности, свидетельствует то, что в периоды обострений они обходятся дневным, а не круглосуточным стационаром.
"Кино" в голове
Слово "шизофрения" буквально переводится с древнегреческого как "расщепление" ("раскалывание") психики. Детальный механизм этого распада наука затрудняется объяснить до сих пор. Но специалисты отмечают, что это связано со структурными изменениями мозга и дисбалансом веществ (например, серотонина), отвечающих за передачу нервных импульсов в "центр управления".
Из-за этих биохимических нарушений органы чувств могут давать мозгу ложную информацию: люди бредят, слышат "голоса", испытывают обонятельные, зрительные и тактильные галлюцинации. И эти "миры" часто не похожи на те, что могут наблюдать люди без шизофрении.
"Всем известно такое понятие, как делирий, и он не только у алкоголиков бывает. Я отработала какое-то время в ожоговом центре. Там делирий — это обычное явление: кожные покровы и собственные ткани, пораженные термически, начинают распадаться и дают интоксикацию. Организм отравляется продуктами распада, на этом фоне могут развиться бред и галлюцинации. Также галлюцинаторно-бредовые переживания бывают при многих других заболеваниях. Выяснить происхождение этих переживаний – задача врача. При шизофрении слуховые галлюцинации локализованы в теле человека –"голоса в голове", человек их так ощущает. Голосов может быть много, может быть один, два, женский, мужской – все что угодно", – объясняет психиатр.
То же самое, продолжает врач, касается и зрительных галлюцинаций, при детализации которых можно сделать вывод об их причине.
Упадок воли и словесная "окрошка"
Помимо ложных ощущений, другие характерные симптомы при шизофрении – ошибки в процессе мышления: у человека нарушается логика и стройность мыслей.
"Например, берем стол. Основной его признак – принадлежность. Столы мы можем разделить на обеденные, письменные и так далее. Такие люди будут обращать внимание на совсем далекие признаки. Например, у них на первом месте будет наличие или отсутствие ящиков, количество ножек, а не то, какую функцию он несет. Либо могут какие-то умозаключения неправильные делаться. Например, человек с шизофренией попросил кого-то ему помочь в определенной ситуации, а тот сказал, что физически занят. Отказ может быть воспринят как плохое отношение. Это и есть нарушение мышления", – объясняет Анастасия Болюбаш.
Речь человека при этом "формально" выглядит вполне связной, хотя больной может даже "выдумывать" собственные слова.
"Может быть и снижение памяти, и мыслительные процессы могут очень сильно страдать – настолько, что будет просто какая-то словесная "окрошка" – невозможность составить слова в предложения. Но, к счастью, это сейчас редкость", – продолжает психиатр.
Кроме того, шизофрения создает для своей жертвы собственную "реальность": так у человека появляются бредовые и фантастические идеи.
"Чаще всего это бред воздействия, бред отношения. Пациенты могут считать, что их преследуют спецслужбы. Люди думают, что в квартире прослушка, видеонаблюдение, видят козни и заговоры. Может быть какой-то фантастический бред вроде "инопланетяне прилетали". Если заболевание существует длительно, то может сформироваться эмоционально-волевое снижение. Это снижение побуждений, воли к какой-либо ранее легко выполнимой деятельности, становятся "тусклыми" эмоции, формируется равнодушие к близким, родным людям", – поясняет специалист.
Клеймо "дурачка"
Анастасия Болюбаш подчеркивает: заболеть – не значит утратить интеллект, особенно если болезнь манифестировала в зрелом возрасте.
При этом для окружающих в моменты обострения пациенты могут выглядеть отталкивающе, особенно если проявляют несдержанность и агрессию, – такое нередко случается как раз в ответ на те самые "преследования" и "заговоры". Однако, обращает внимание психиатр, больные шизофренией чаще всего больше опасны для себя, чем для других: без лечения у них высок риск самоповреждений и суицидов.
Очевидно, люди с этим диагнозом в нашем обществе крайне стигматизированы: психиатры даже сталкивались с тем, что предвзятое отношение буквально "убивало" таких пациентов.
"Вероятно, им недостаточно внимания оказывается со стороны "соматических" врачей. Бывают случаи, что пациенты приходят с онкологией, недообследованные, им просто сказали "идите к психиатру". В итоге опухолевый процесс заходит далеко, возникает много метастазов", – обращает внимание Анастасия Болюбаш.
Психиатр подчеркивает, что вовремя начатое и регулярное лечение сглаживает пугающие симптомы шизофрении. Для терапии применяются препараты, воздействующие на дофаминовые рецепторы в мозговых клетках. Образно это можно представить так: к рецептору-"замку" присоединяется "ключ", в результате рецептор блокируется, и дофамин накапливается в межклеточном пространстве. Во время ремиссии пациент хоть и с оговорками, может жить обычной жизнью, добавляет врач.
Жить с непростым заболеванием и инвалидностью учатся и те два пациента, которые дали нам интервью.
"Я забрал документы с 3 курса. Дворником не брали, потому что вопросы задают, а я не могу же соврать, что я здоров. Увлекаюсь чтением в основном. Люблю прогулки, маме помогаю на даче, готовлю", – рассказывает молодой пациент.
"Я увлекаюсь фотографией, посещаю храмы, соборы. Мне нравится, фотографировать, снимать, в сад ездить, там речка. Люблю гулять по лесу. Я много чем занимаюсь, мне это помогает в жизни. Если я не буду этого делать – буду просто лежать как овощ, а я этого не хочу".