Барнаульский застройщик Нодар Шония раскрыл главные секреты нового жилого комплекса, который вырастет на берегу Оби на месте заброшенного здания речного вокзала
В Барнауле на берегу Оби построят первый в Сибирском федеральном округе "парящий" небоскреб. Его высота будет достигать 150 метров. Это 44 этажа и бескрайнее море технических нюансов. Нужно, чтобы здание получилось легким, красивым, безопасным, а еще непринужденно вписалось в окружающее пространство. О том, какую научную базу застройщик собрал под небывалые строительные масштабы, и при чем здесь "пружины", "Толку" рассказал руководитель компании "Селф" Нодар Шония.
Две "свечки" в одной точке
– Нодар Викторович, этот участок архитекторы пытались осмыслить множество раз. Были ли среди них привлекательные для вас решения? Чем продиктован выбранный образ? Почему именно 44-этажные башни, а, скажем, не 25-этажные "свечки"?
– Мы долго работали над концепцией застройки территории речного вокзала. Перед принятием окончательного решения проанализировали ранее разработанные эскизы, провели маркетинговое исследование (чтобы понять, чего же хотят сами люди), изучили рельеф и грунт.
В итоге вместе с архитекторами пришли к выводу, что на берегу Оби нужно построить не приземленные, а почти парящие здания. Они не должны визуально давить на город и закрывать вид на него со стороны Оби. Так мы пришли к концепции двух башен, соединенных стилобатом.
Что касается высоты, то проектировщики опирались на возможности грунта и градостроительные нормы. Для зданий до 150 метров и выше существуют свои требования. И чем больше небоскреб, тем больше они усложняются. Мы выбрали средний вариант, который оправдан не столько с точки зрения экономики проекта, сколько с позиции безопасности и комфорта будущих жильцов.
Вдобавок разработчики "усадили" башни так, чтобы под определенным углом зрения они сливались в один небоскреб. Это будет хорошо видно на въезде в город со стороны Нового моста. В итоге у нас получился проект уникального и интересного с точки зрения реализации инвестиций объекта.
Жалко, что оценить масштаб проекта, опираясь только на рендеры, большинству людей сложно. Даже суперкачественные картинки не позволяют большинству почти воочию увидеть, как преобразится берег Оби, да и город в целом. Но в отличие от нас, архитекторы и художники обладают пространственно-образным мышлением и могут в воображении перенести будущий объект на нужное место. Так создаются шедевры.
Конкретно нашим проектом занимается известный своим нестандартным подходом барнаульский архитектор Сергей Черепанов. Уверен, он разработал оптимальное и современное здание, которое мы довели до ума, опираясь на замечания членов градостроительного совета.
Гипоксии нет и не будет
– Конструктивные решения такого проекта едва ли не интереснее, чем выбранный образ. Ряд экспертов из мира науки говорят о том, что новый комплекс перекроет Барнаулу приток свежего воздуха. Что вы об этом думаете?
– Я не эксперт в таких сугубо научных вопросах, поэтому могу опираться только на мнение квалифицированных специалистов крупнейших научно-исследовательских институтов России. Ученые, с которыми мы сотрудничаем, так и не нашли доказательств самой возможности негативного влияния ЖК на воздухообмен в городе. Дым от печного отопления и бань в центре Барнаула вызывает у них больше тревоги.
Напомню, участок под бывшим речным вокзалом ранее принадлежал разным собственникам. На протяжении нескольких лет они предлагали свое видение развития территории. Если помните, здесь предлагали возвести дом в виде сплошной стены. Другой вариант – полукруглые, громоздкие башни. Теоретически каждая из концепций в случае реализации могла стать некоей преградой между городом и рекой.
Будущий жилой комплекс на берегу Оби станет первым в истории Сибири настоящим небоскребом. Ничего подобного – как по высоте, так и по техническому оснащению – ранее в регионе не строили. В этой связи Барнаул станет новатором, способным привлечь внимание инвесторов, которых последнее время так не хватает. А главное, столь необычное с архитектурной точки зрения здание будет ярким акцентом, визитной карточкой интересного для посещения города.
"По крайней мере, мы приложим к этому все силы, знания и финансовые возможности", – подчеркнул застройщик.
Сотня скважин и большие нагрузки
– Вы намерены построить здание высотой 44 этажа на берегу реки. Для Барнаула это абсолютно новое решение. В связи с этим возникает масса вопросов к несущей способности грунта. Здание не упадет?
– Конечно, нет. В этом вопросе мы также опираемся на выводы экспертов российских НИИ по проведенным изысканиям на территории участка для будущей застройки. Анализ изысканий проводился специалистами нескольких институтов, два из которых – крупнейшие в России.
Расчет фундаментов осуществляет питерский институт "Геореконструкция". Именно эта организация работала над проектом основания для самого высокого небоскреба в Европе – "Лахта-центра" (высотой более 300 метров. – Прим. ред.) в Санкт-Петербурге. В отличие от ЖК на месте речного вокзала, он был возведен в болотистой местности и благополучно стоит до сих пор.
На берегу Оби в Барнауле специалисты провели геологические изыскания на глубине почти 100 метров и дошли до несущего слоя. Чтобы отобрать пробы грунта, мы пробурили 98 скважин, а образцы отправляли в спецлабораторию в Москве.
Насколько мне известно, в Барнауле никто еще такого не делал. Согласно сохранившимся в архивах данным, при строительстве Нового моста изыскатели углубились только на 30 метров, хотя по важности и сложности путепровод превосходит даже такой мощный ЖК, как наш.
"Пружины" и домыслы
– Как рассчитывалась ветровая нагрузка? Ведь башни будут невероятно высокими.
– Вместе со специалистами ЦНИИП при минстрое России была построена цифровая аэродинамическая модель ветрового воздействия. Они учли особенности местности: расположенную рядом гору ВДНХ, мост, высотные строения и многое другое. Данные для проектирования получены с датчиков, которые были установлены в этой части города, специально для нашего объекта. Только представьте: мониторинг проходил в течение нескольких месяцев!
Это было нужно в первую очередь для проектирования фасадных решений и проработки мер против… скажем так, "качки", то есть обеспечения динамической комфортности жильцов верхних этажей. Для этого специалисты "проиграли" на ней по меньшей мере 24 различных сценария такой ветровой нагрузки.
Вдобавок на ней также было проверено предположение о том, что здание нарушит циркуляцию воздушных потоков от реки к городу. Домыслы некоторых барнаульских экспертов не подтвердились – угрозы нарушения воздухообмена нет. Это научно обоснованный и задокументированный факт. Вся эта информация копится и у нас, и у наших проектировщиков и изыскателей.
Для проведения исследований мы за свой счет установили на участке метеорологическую и сейсмическую станции. Благодаря этому оборудованию наши и московские ученые получили возможность детально изучить этот район. Подчеркну: все это уникальные для Барнаула исследования, которых никто до этого не делал. И в этом их главная ценность не только для нас, но и для всего города. Ведь в дальнейшем полученные данные смогут использовать как ученые, так и проектировщики для разработки строительных проектов.
– Как планируете гасить динамику и вибрации, чтобы здание не качало?
– Если говорить максимально простым языком, то функцию гасителя динамики возьмут на себя "пружины". Это оснащенные амортизирующими конструкциями технические (аутригерные) этажи. Похожие технологии используются в Японии, где небоскребы выше и сейсмическая активность больше.
К тому же в основании высотных зданий будет устроено почти 500 буронабивных свай длиной 43 метра. Всего же глубина основания составит 53 метра (это почти 18 этажей вниз).
Внешние и внутренние стены, а также лифтовые шахты многофункционального комплекса возведут из монолита. Эти ребра жесткости сформируют крепкий каркас здания. Их укрепят металлические конструкции техэтажей, о которых мы уже говорили.
Мы уверены, что здания будут безопасными, ведь в основу его конструктива лег мощный научно-исследовательский фундамент. Сейчас выводы изыскателей и проектировщиков дополнительно проверяют Главгосэкспертизой.
Безопасность и комфорт
– Хорошо. А что насчет пожаробезопасности, ведь в природе не существует пожарных лестниц такой длины, как небоскреб?
– Такие лестницы и не нужны. Настоящий небоскреб стал новаторским проектом для Барнаула, тогда как в более крупных городах России и в мире уже давно возводят здания выше 300 метров. Вместе с их появлением стали развиваться и технологии пожаротушения. В частности, в нашем ЖК предусмотрены системы пожаротушения (вода будет закачиваться в резервуары для последующего распыления) и системы оповещения, две незадымляемые лестницы.
На крыше предусмотрена площадка для эвакуации людей вертолетом. При необходимости он может сесть на нее – конструкция здания рассчитана и на такие нагрузки. Однако отмечу, это не говорит о том, что наверху будет вертолетная площадка. Мы обеспечим лишь возможность эвакуации при ЧП.
– Параллельно возникают чисто бытовые вопросы: сколько условно минут нужно ехать на лифте на верхний этаж? Придется ли топать на 44-й этаж в случае отключения света? И куда жильцы будут выбрасывать мусор, ведь есть риск, что из-за большой глубины мусоропроводов, потоки ветра будут возвращать пакеты обратно?
– Начнем с лифтов. Они будут скоростными. Каждая блок-секция будет оборудована пятью пассажирскими и грузовыми лифтами. Время их ожидания не будет превышать 80 секунд. Это общепринятый норматив, который соблюдается во всех многоэтажках, и мы его придерживаемся.
Далее электричество. Многофункциональный комплекс будет обеспечен дополнительным источником электроэнергии (I категория надежности электроснабжения). Если выключат свет, он возьмет на себя все жизненно важные функции, а именно: работу системы пожаротушения, лифтов и отопления в зимнее время.
О мусоре. Для небоскребов уже давно продумана специальная система мусороудаления из мусоропроводов. Она обеспечивает беспрепятственную "транспортировку" пакетов с отходами до конечной точки.
Кроме того, на нижнем техническом этаже мы установим насосы, чтобы обеспечить жителей верхних этажей водой и теплом. Будет предусмотрен централизованный климат-контроль.
Логика в качестве гаранта
– Как правило, после сдачи в эксплуатацию жилого здания его передают управляющей компании. Существуют ли в городе организации, готовые взять необычный объект? Вопрос принципиальный, ведь от недопонимания УК специфики объекта нередко страдает его функционал: озеленение, особые конструктивные элементы и многое другое.
– Во-первых, об этом говорить еще рано – комплекс еще не построен, а за эти пять лет может многое измениться. Во-вторых, мы уже промониторили рынок жилищно-коммунальных услуг и пришли к выводу: появись ЖК уже сейчас, с ним было бы кому работать. В Барнауле есть как минимум две-три подходящие организации.
– Вопрос выхода к Оби до сих пор остается открытым для горожан. А если жильцы перегородят свою территорию и остальные не смогут подойти к реке?
– Я не раз уже говорил о том, что этого не произойдет хотя бы потому, что на первых этажах многофункционального комплекса разместятся арендаторы. Если взглянуть на эскизный проект, то видно, что все магазины, кафе и другие общественные помещения входом развернуты к реке. Их арендаторы или собственники первыми будут против закрытия доступа для гуляющих по набережной.
Для общественного пространства в проект уже заложена удобная инфраструктура. В частности, та же подземная парковка. Она предназначена и для горожан. Для жильцов будет построен шестиэтажный и подземный паркинг.
Более того, помимо двух действующих проходов со стороны бизнес-центра "Парус" и уже существующей набережной, сюда можно будет пройти по действующей лестнице и через арку и через стилобат нового здания.
Мы планируем оборудовать сквозными проходами ряд коммерческих помещений нашего комплекса, чтобы люди могли спокойно проходить к набережной. Таким образом, сюда будет организовано пять удобных проходов.
Кстати, для этой части набережной будет использовано то же дизайнерское решении, что и для благоустроенной городом по нацпроекту "Жилье и городская среда". Наш проект будет реализован в рамках концепции перспективного развития данной территории.
Ласточкино гнездо и альтруизм
– Какую часть объекта вы отдаете под то или иное назначение? Слышала о мечтах горожан: чтобы на набережной появился хороший ресторан с открытой верандой. А будущим жителям, наверное, сразу нужны будут детсад, школа, секции для детей и взрослых.
– Мы предусмотрели разное наполнение для помещений общего пользования. Точнее можно будет сказать не раньше, чем когда мы реализуем хотя бы половину строительных работ, когда сформируется пул арендаторов.
Пока же мы знаем, что здесь точно будет спортивный кластер (фитнес-центр, возможно, бассейн), магазины, кафе или рестораны. Из социальных объектов предусмотрены помещения под частный детский сад.
– И, наконец, последний вопрос. Несмотря на все сложности, связанные со зданием бывшего речного вокзала, вы всегда шли навстречу запросам людей. Например, спасли мозаику и передали ее музею. А недавно остановили все работы, чтобы не повредить ласточкам. Расскажите об этой спецоперации.
– Я не знал, что под крышей бывшего речного вокзала ласточки свили гнездо. О птицах рассказали жители города. На объект к тому моменту уже завели технику, начались работы по демонтажу аварийного здания. Но как только мы узнали о ласточках, тут же остановили снос строения и не возобновляли его вплоть до момента вылета повзрослевших птенцов. Работы начались спустя почти два месяца. Со мной тогда связались горожане, общественники, чтобы поблагодарить за то, что мы сохранили семью пернатых.
– Можно сказать, что это был альтруизм. И где его границы, когда дело касается бизнеса?
– Если честно, я не вижу здесь ничего из ряда вон выходящего. Думаю, любой бы поступил на моем месте так же. Понятно, что для бизнесмена прибыль стоит едва ли не на первом месте. Несмотря на это, важно всегда оставаться человеком.