Очередная тема проекта "Время трендов" – современные офисы. Их зонирование, интерьер, эргономика. Выяснилось: барнаульский работодатель готов на многое, лишь бы сотрудник был счастлив и продуктивен
Собственникам барнаульских офисников придется выводить комфорт зданий на новый уровень, чтобы поддерживать хорошую арендную ставку. А работодатели будут заманивать драгоценных сотрудников приятными рабочими локациями, свежим воздухом в кабинетах и даже мангальными зонами во дворе. Об этом рассказали участники очередной встречи проекта "Время трендов" сайта "Толк" и журнала "Автограф". Они назвали современные тенденции в организации офисных пространств.
"Каждому важно, в каких условиях он работает. Во главу угла ставится комфорт и безопасность рабочего пространства – среды, в которой мы проводим большую часть времени. И работодатели готовы в это вкладываться, потому что сейчас мы сталкиваемся с дефицитом персонала любых категорий. И это уже не только IT-специалисты и маркетологи", – начала и подтвердила актуальность темы Олеся Лоднева, директор по персоналу компании "Фриматик".
Дело техники
На рынке выигрывают конструктивно и технически продвинутые офисные здания и помещения, способные трансформироваться под задачи работодателя. А главное – повышающие эффективность труда сотрудника: чтобы он с удовольствием шел на работу и как можно дольше оставался там. Желательно с удовольствием.
Важно все: достаточная высота потолков, панорамное остекление, скоростные лифты, напольные покрытия с шумоподавлением и кабинеты с шумоизоляцией. А еще современное оснащение санузлов, рабочие столы, которые подстраиваются под сиюминутные потребности. Например, за счет электропривода поднимают столешницу, чтобы сотрудник мог поработать и стоя.
Критично важна возможность регулировать температуру воздуха в помещениях, система приточно-вытяжной вентиляции. Особенно если здание находится рядом с проезжей частью или производством.
"Были исследования: работоспособность человека наполовину ниже в помещении с плохой приточно-вытяжной системой вентиляции. От СО2 надо избавляться", – говорит дизайнер Игорь Щур.
"Отдельные инженерные решения в здании, например отопление, могут повысить его сметную стоимость на 5-10%, зато арендную ставку – на 20-30%, – добавляет девелопер Андрей Кутулуцкий. – Вообще важна каждая мелочь. Например, к нам переехала компания из соседнего офиса только потому, что там плохо чистили снег и невозможно было припарковаться".
Ирина Фомина, представитель продавца отделочных материалов, добавляет, что профессиональные материалы – это более продолжительная эксплуатация помещений. Сделанный один раз ремонт прослужит довольно долго.
В дальнейшем борьба за арендатора пойдет не только за счет удобной локации офиса, а за счет технических характеристик здания и его оснащения, подтверждает глава отдела коммерческой недвижимости барнаульского офиса компании "Миэль" Роман Еремин.
Вздремнуть и поиграть
Важно, чтобы на работе были условия для отдыха и приема пищи: в тренде офис, как дом, с продуманными общественными пространствами. В помещениях отводят места под библиотеки для отдыха с художественной литературой. В такой или подобной локации можно посидеть с книгой, поиграть в PlayStation, обняться с мягкой игрушкой, полежать в темноте или устроить мозговой штурм.
Еще вместо досок визуализации появляются стены, окрашенные специальной краской. На них можно рисовать и писать, что полезно для самовыражения.
Активные коллективы устанавливают себе теннисные столы и бильярдные. А любители корпоративов оборудуют мангальные зоны даже с казанами под плов.
"У нас пока можно сдать офис без ремонта типа white box. В Москве в профильных агентствах по аренде офисной недвижимости говорят, что это сложно. А агентство, которое занимается поиском арендаторов, говорит: "Какой white box? У нас такого нет. Делайте все и еще на кухне положите ложечки с вилочками. Потому что у нас только так". Когда-то и у нас это будет. А это больше работа для дизайнеров", – отмечает архитектор и дизайнер Евгений Кандрин.
Лофт отходит
Еще пять лет назад стиль интерьера лофт был королем офисов. И сейчас он нравится, особенно мужчинам, своей брутальностью, отмечает дизайнер Елена Перова. Однако ее коллеги говорят, что все-таки лофт уже отходит на второй план.
"В стилистике офисов используется корпоративная тема. Кроме того, образ интерьера зависит от возрастной группы потребителя. Молодежь, которой нужно расти, выбирает все ультрасовременное. Люди постарше ставят на первый план комфорт и классику", – говорит Игорь Щур.
"Стилистически все идет к удешевлению, – продолжает Лев Санаров. – Но от лофта у нас ушли. Все это уже было. Теперь актуально больше стекла, подсветок и света".
Круто, но дешево
При всем стремлении к суперкомфорту сотрудников заказчики все-таки считают деньги.
"У всех один тренд: мы хотим круто, но дешево. Да, бюджет проекта надо учитывать. Это бизнес, который должен окупиться, – говорит Евгений Кандрин. – Поэтому если допустимо отказаться от системы вентиляции в пользу просто открытой форточки, лучше это сделать и сэкономить заказчику пару единиц инвестиций".
Его коллега Олег Смирнов также считает, что "красиво" и "удобно" – не всегда синоним "дорого".
"Мы в большинстве случаев работаем простыми материалами. Например, в тренде делать потолки без отделки. Строительные конструкции достаточно покрасить и декоративно обыграть. Как, например, тут (показывает на потолок коворкинга Names. – Прим. ред.). Это просто шапочки для сауны и посмотрите, как красиво получилось. А вот потолки и светильники "армстронг" (навесные конструкции из небольших и легких панелей. – Прим. ред.) уже надоели", – говорит Смирнов.
Однако не всегда речь идет только о прямой окупаемости инвестиций.
"Экономика важнее для арендных помещений. А в проектах компаний в фокусе человек, – продолжает архитектор и дизайнер Лев Санаров. – Поэтому для своего заказчика мы делаем, например, хорошую вентиляцию. Даже бухгалтерию "садим" на отдельную ветку кондиционирования, потому что у них свой климат".
Стройка с заделом на семь лет
В последнее время инвесторы более осмысленно относятся к строительству офисных зданий, отметили эксперты проекта "Время трендов".
"Я пытаюсь убедить заказчика: нужно вкладываться в архитектуру здания. Изменить интерьер помещений достаточно просто. Нужна пара выходных, чтобы, например, прирезать к офису еще один кабинет. А вот на реконструкцию фасада решится не каждый, – говорит Андрей Кутулуцкий. – Здания нужно строить на перспективу в пять-семь лет. Это позволит держать арендную ставку выше, чем у соседа".
Кроме того, важны инвестиции в благоустройство. "Действительно, сегодня есть тренд на благоустройство территории. Мы делаем для офисов велодорожки и велопарковки, потому что сотрудники уходят в спорт. Разбиваем парковые зоны, на кровлях делаем открытые площадки для отдыха. В отдельных случаях с подсветкой и верандой ресторанов. И заказчика не смущает, что такими решениями в нашем климате можно пользоваться лишь несколько месяцев в году. И все потому, что стали важны люди", – продолжает Лев Санаров.
Игорь Щур призвал инвесторов думать еще и о том, что они могут построить что-то красивое, возможно, увековечить себя.
"Пожелание – сделать внутреннюю паузу и подумать о высоком. Не о стремлении с минимальными затратами получить максимальный КПД, а построить что-то красивое. Обратиться к технологиям древних, которые проектировали города огромной инфраструктуры с пониманием того, что они рано или поздно уйдут, а люди будут этим пользоваться".
Но, предупреждает Кандрин тех, кто хочет инвестировать в недвижимость, готовьте деньги. "Многие ребята начинают строить, но не рассчитать свою прочность, и в результате стоит коробка и пять лет ждет инвестора. И все это сказывается на облике города. И как раз фасады надо делать красивыми. Надо обращать внимание на то, что дизайн – это добавочная стоимость".