Каноничные понятия стиля в интерьере квартир и жилых домов ушли на второй план. На первом — уют, тепло, современность для каждого конкретного человека
В специальных изданиях можно встретить визуализации интерьеров, принадлежащих определенному стилю. Вот монументальный ампир с его колоннами и лепниной в позолоте. Вот надежная классика с крупной мебелью и арками. Вот популярный лофт с его раскрытой кирпичной кладкой и трубами коммуникаций с гигантскими вентилями. Сказать однозначно, в каком стиле сегодня создают интерьеры не для картинки, а для жизни, сложно. Скорее это микс разных направлений, настроенный на владельцев. "Автограф" выяснил, как работает этот тренд на практике.
Осознанность пространства
Дизайнеры подчеркивают: сегодня пространство создается ради человека, а не человек подстраивается под него. Оно организуется так, чтобы каждому было в нем комфортно жить. Именно поэтому каноничные понятия стиля ушли на второй план. На первом — уют, тепло, современность. А еще возможность по-особенному показать свое "я", если образ жизни и темперамент владельца требуют того.
"У людей появилась насмотренность благодаря путешествиям, масс-медиа, кино и др. Они видят интересные решения и "примеряют" их на себя. Со временем это вылилось в более осознанное отношение к своему пространству", — говорит архитектор и основатель студии Rezells Евгений Кандрин.
И вполне закономерно, что такой подход далеко не в первую очередь подчиняется модным веяниям.
"Мы и не пытаемся сделать что-то модное и стильное, потому что такие решения "проживут" пару-тройку лет, а потом попадут в дайджест "12 моветонов в интерьере", — продолжает Евгений Кандрин. — Не хотите этого? Тогда не читайте про "12 модных трендов". И тем более не следуйте им".
Да, в современных интерьерах читаются образы конструктивизма и скандинавского стиля 1960-х годов, говорят собеседники "Автографа". Первому свойственна строгая геометрия форм, рациональные планировки объема пространства, простота выбранных материалов для отделки. Второму — простые линии, минималистичный дизайн, практичность и экологичность. В тандеме с винтажными деталями они приобретают интересные и позитивные образы.
Также в интерьерах есть место элементам арт-деко с его гламурной, показной роскошью и этническими мотивами. А еще — строгой, элегантной и практичной классике. Но каждый раз базовый стиль пропущен через человека, переосмыслен.
"Если заказчик пришел с запросом на классику, мы ее облегчаем современными деталями, получаем неоклассику. Если сформирован запрос на лофт, то миксуем его с индустриальным стилем, добавляя классические элементы. Так и рождаются сложные интерьеры "вне времени", — рассказывает Олеся Косенкова, основательница студии дизайна интерьера The D.O.M. — Чем мне нравятся европейские образы пространств: даже если их создали в начале 2000-х, они до сих пор актуальны как раз благодаря такому подходу сочетания элементов стилей и подаче для конкретных людей".
Бордо и синий в бан
Философия "с поправкой на человека" находит отпечаток в приемах создания интерьера. Например, в него стоит заложить сценарий и образ жизни, который будет актуален не завтра, а через пять-десять лет. Появятся ли в семье дети или наоборот — они будут жить отдельно?
Еще один проверенный и беспроигрышный вариант — использование натуральных материалов или их качественных аналогов. Так в жилища возвращаются и царствуют дерево, стекло, металл, штукатурка, керамика, камень, керамогранит. И конечно же, природные цвета.
"Это позволяет создать интерьер, который не надоест условно завтра, — уверен Лев Санаров, руководитель авторской студии LM design. — В нем будут неуместны кричащие бордовый или, скажем, синий фон. И от такого клиенты отказываются наотрез, интуитивно понимая: сложно находиться в таком окружении постоянно".
Отчасти поэтому ушел в прошлое классический лофт с его открытой кирпичной кладкой и агрессивными цветами. Если еще несколько лет назад его многие хотели иметь, то сегодня он уже не в радость, говорят дизайнеры.
Стиль "уют" нашел отражение на интерьерных выставках, продолжает Олеся Косенкова: "Если посмотреть на европейские дизайны, которые демонстрировались этой весной, мы увидим много футуристичных округлых форм, минималистичную мебель, минимум деталей. Для оформления помещений используют натуральные цвета дерева, камня, стекла. В приоритете нейтральные оттенки стен и текстиля, разбавленные искусственной или натуральной зеленью".
Но отказ от акцентов вовсе не означает, что интерьеры современных квартир стали нарочито спокойными, даже убаюкивающими. Молодые люди, например, выбирают микс уюта и китча, рассказал Лев Санаров:
"В одном интерьере мы предложили картину с бараном. "Зритель" не ожидает, что за углом он встретит такой яркий образ, и когда сталкивается с ним, получается вау! Но при этом картина встроена в интерьер так, что со временем легко меняется на что-то еще. Скажем, размещаем вместо барана цветы, меняем текстиль, некоторую мебель – и получаем совершенно другое пространство".
Магия современного интерьера
Чем же современный интерьер отличается от образцов середины XX века? Ведь тогда также в тренде была ставка на простоту, природные материалы и цвета. Очень просто, говорят собеседники "Автографа": натуральные материалы в них подаются в оболочке технологий XXI века.
Это и про обработку деталей, продлевающую жизнь и подчеркивающую уникальные цвет, фактуру и даже запах. И про начинку жилища элементами из наборов "Умный дом" с возможностью управлять освещением и климатом, контролировать доступ в помещение и предупреждать бытовые аварии. И про многие другие решения.
А еще современный интерьер — это про мобильность пространства под новые обстоятельства. Но, подчеркивают архитекторы, чтобы такая трансформация произошла, в основе интерьера должен быть продуманный проект.
"Дизайн — это не просто красивая картинка, — говорит Евгений Кандрин. — Это этап проектирования, которое изначально учитывает множество факторов: как и какими приемами зонировать пространство? Где предусмотреть розетки и закладные в стенах для подвесной мебели и техники. Где хозяева будут хранить свои велосипеды, сноуборды или уединяться с книжкой. Нужна им кухня, "чтобы кофе попить" или чтобы готовить много и интересно?"
"Если в организации пространства допущены ошибки: появилась куча углов, лишних коридоров и дверей, – жить в таком доме будет некомфортно, — говорит Лев Санаров. — Бывает так, что заходишь в квартиру площадью 80–100 "квадратов", а там восемь дверей. И в комнаты, и в коридоры, и в кладовую, и в санузел, и на кухню. А ведь можно спланировать все так, что достаточно будет трех штук — в санузел и пару спален".
Остальное пространство дизайнеры предлагают зонировать разными приемами. Олеся Косенкова рассказывает, что для этого используют перегородки из дерева, стеклоблоков, стекла, металла:
"Также часто используется прием зонирования освещением и мебелью. И все чаще мы наделяем перегородки функцией. Например, в виде стеллажей они могут использоваться для хранения. Интересно, что сейчас их строят в потолок, чтобы избегать дополнительные плоскости-пылесборники. Также все шкафы мы стараемся сделать встроенными в нишу, тем самым мы получаем более продуманный интерьер и больше мест хранения".
А чтобы в интерьере "поселилась душа", дизайнеры обращаются к особенным приемам. Основатель студии дизайна и мебели "Артнейрон" Игорь Щур делится:
"В проектах квартир, домов, офисов, ресторанов планирую места для предметов искусства. Они наделяют пространство душой мастеров, потративших себя для создания авторских, уникальных вещей, формирующих стиль, уют и эстетику. Дополнить интерьер рекомендую качественной стереосистемой с чувствительными динамиками, чтобы создаваемый объект приобрел голос любимых звуков".
Собеседники "Автографа" резюмируют: готовый и классный интерьер — это всегда компромисс. ГОСТ, сопромат, история и проверенные решения встраиваются в пожелания человека. Так получается результат.
Цитаты
Олеся Косенкова:
— Если у заказчика нет возможности оплатить полный проект интерьера, стоит все-таки проработать планировочное решение со специалистом. Грамотная планировка базируется на эргономике пространства, учитывает предпочтения заказчика и предлагает два-три планировочных сценария.
Евгений Кандрин:
— Для создания авторского пространства предпочтительнее покупать квартиры с минимумом перегородок. Если же новоселы не планируют менять пространство и ограничатся декоративной отделкой уже имеющихся плоскостей, то целесообразно покупать новостройку с отделкой вайт-бокс. То есть с готовой планировкой помещений, стяжкой на полу, стенами и финишным слоем штукатурки.
Игорь Щур:
— При дефиците площади дизайнеры и инженеры предлагают многофункциональные предметы интерьера, объединяющие несколько функций помещения. Но советую внимательно изучить возможные сценарии жизни в таком пространстве и вникнуть в психологию цвета для исключения неудобства и диссонанса в эксплуатации. Предупреждаю, что многофункциональные изделия плохо конкурируют со специализированными по удобству, надежности и цене. Все в одном часто хуже, чем когда все, что нужно, по отдельности. Но есть исключения!