В трех квартирах с разными сценариями жизни выбраны свои приемы зонирования пространства: перегородки, разные по фактуре и цвету материалы, текстиль, свет и многое другое
Европланировка квартиры в новостройке – очень соблазнительное предложение. Хозяин квартиры получает большое помещение, в котором можно устроить кухню, столовую, гостиную и даже выкроить уютный уголок для отдыха с книгой, гаджетом или рукоделием. Но как заставить это огромное помещение работать одним механизмом, быть уютным и современным? Говорим с экспертом о зонировании пространства городской квартиры.
Олеся Косенкова, основатель дизайн-студии The D.O.M, рассказала историю трех реальных интерьеров с кардинально разными бюджетами. Один – с максимально простыми и недорогими материалами для студента. Второй – премиальный для состоявшейся профессорской пары, которая хорошо поработала в этой жизни и не хочет ни на чем экономить. Третий – также премиальный для холостяка в расцвете сил.
"Для зонирования пространств используют различные перегородки: стеллажи, реечные конструкции, текстиль. Из модных приемов – использование макраме – плетеных из веревок или нитей предметов искусства. Также помещения зонируют несколькими сценариями освещения", – говорит эксперт.

А вот разделение зон разными напольными покрытиями используется все реже, потому что современные материалы позволяют заводить их единым контуром на большую часть квартиры. При этом не нужно монтировать те же пороги. И это хорошо, потому что в процессе эксплуатации они быстро изнашиваются. Да и сам такой прием зонирования может вносить нелогичную раздробленность в пространстве.
Квартира студента. Дело одной перегородки
В однокомнатной квартире площадью около 50 кв. метров гостиная изначально объединялась с кухней-нишей. Пространство расширили за счет утепления лоджии. Тон интерьеру в целом задает единая цветовая гамма с акцентами, которые "тонкой ниточкой" прослеживаются во всех помещениях: гостиной, спальне, санузле и даже в кабинете, где заказчик пожелал создать свое царство компьютерных игр.
Серо-голубые стены, фасады корпусной и обивка мягкой мебели "работают" с терракотовыми и голубыми подушками, покрывалами, креслом и другими аксессуарами. Их объем в интерьере – около 5-10%. Такой прием актуален для маленьких квартир, которые можно за раз окинуть взглядом. За счет него создается целостная картина интерьера.
В этом интерьере один из основных приемов зонирования пространства – разделение кухни-ниши и гостиной легкой перегородкой. Она выполнена из узких деревянных брусков, выкрашенных в черный цвет. Альтернативой могла стать металлическая конструкция с более тонкими прутьями. Решение позволяет разделить пространства с разным функциональным значением, но не утяжеляет интерьер. А за счет того, что через такую перегородку на кухню попадает свет, создается интересный рисунок тени на поверхностях.
Мотив реек прослеживается в горизонтальных жалюзи на окнах и вертикальном черном радиаторе на границе комнаты и лоджии. Его предусмотрели на случай холодных зим. А еще в черном цвете выполнено подстолье круглого стола в обеденной зоне, выключатели, ручки дверей, смеситель и раковина на кухне.
Теплоту этому интерьеру придает дерево. Его цвет и фактура использованы для напольного покрытия. Плюс деревом выделена ТВ-зона, из него выполнен обеденный стол.
Квартира профессоров. Освещение как идея
Трехкомнатную квартиру площадью 79 кв. метров выбрала супружеская пара. Все пространство подчинено статусу профессорской семьи, в которой уже сложились традиции, есть яркие увлечения, любовь к совместному времяпрепровождению и при этом уважение личного пространства каждого.
Для создания большого пространства было принято решение объединить кухню с гостиной. За счет этого помещение вместило собственно кухню, столовую, гостиную и даже библиотеку. Такое ответственное место продиктовало выбор декора и мебели. Кухонный гарнитур здесь лаконичный, с элементами неоклассики, что придает торжественности и одновременно легкости образу. Его фасады встраиваются в общее настроение помещения, скрадывая прикладную функцию.
Объединяющим элементом выступает монохромная цветовая гамма, схожие фактуры и материалы поверхностей. Также в этом интерьере с "ковровым" рисунком на пол уложен широкоформатный керамогранит. Здесь отказались от зонирования пространств за счет разных напольных покрытий.
Разделяющим акцентом стал "остров" (массивная тумба) перед обеденным столом, который попутно выполняет роль хранилища для многочисленной поварской утвари. Ее у хозяйки, увлеченной приготовлением блюд, великое множество.
Еще один из элементов зонирования данного интерьера – потолок. Он разделен на два пространства лепниной и карнизами, которые задают свой ритм, а еще визуально "вытягивают" пространство вверх. Это актуально при исходной высоте потолков всего 2,6 метра.
Подробнее в данном случае мы хотим рассказать о зонировании за счет освещения. Это один из базовых приемов разделения помещений и локаций, которые наделяются определенными функциями.
Оно предусматривает базовое мощное освещение. Когда все вокруг заливается ярким светом так, что каждая пылинка оказывается как на ладони. Затем устраивается второй уровень освещения – рассеянный над отдельными зонами и точечный для выполнения конкретной роли. Например, подсветки зоны приготовления блюд или зоны кресла с пуфиком для ног. Именно тут так приятно уединиться за любимым занятием. Тут в помощь дизайнерам множество типов светильников.
И наконец, добавляются декоративные люстры, бра, торшеры. Света от них не так много, зато красоты и настроения – в избытке. В квартире супружеской пары использованы люстры одного стиля из одной дизайнерской коллекции и схожих материалов. Они не копируют друг друга, но создают ощущение того, что ты находишься на кухне или в гостиной.
Квартира холостяка. Декор во главе угла
Квартира площадью 82 кв. метра предназначена для мужчины. Брутальность интерьера ярко выражена и подчеркнута множеством деталей и общим настроением, в который внедрен мотив природных цветов, материалов и фактур. Еще немного — и такое пространство можно смело называть берлогой. Стильной берлогой.
Особенность этого интерьера в том, что в отдельные помещения со своими перегородками и дверями выделены только спальня и санузел. Остальное пространство открыто, но за счет конфигурации планировки задается функция локаций. Так столовая с большим обеденным столом и креслами оказывается в нише около окна. Ее поддерживают "тяжеловесные" разнонаправленные светильники-прожекторы на подвесах.
Кухня также расположилась в просторной нише с окном. Ее обосабливает барная стойка графичного цвета. В этом интерьере оправданно использовано зонирование пространства с помощью разных напольных покрытий.
Дело в том, что для большей части помещения (вход в комнату, гостиная, столовая) заказчик выбрал натуральный материал – инженерную доску. Ее нежный верхний слой из натурального дерева очень нравится своими тактильными характеристиками. На такой пол особенно приятно встать утром босыми ногами. Но он не предназначен для мест с возможной "агрессивной эксплуатацией" – ванных комнат, площадок около входной двери, кухонь и т. д.
В таких локациях отлично работает, например, керамогранит, что и сделано в этом интерьере. В этом случае стык выполнен через пробковый вкладыш, и от порога получилось отказаться.
Элементом зонирования, который удерживает и разграничивает такое большое пространство, стал потолок. Его центральная часть "оголена" до бетона, что увеличивает высоту пространства, а еще поддерживает заданный индустриальный образ стиля лофт. Идея усилена графичными элементами коммуникаций. Попросту говоря – проводами, штангами и другими элементами светильников и коммуникаций. Но всего в меру. Основной же "клубок" сетей спрятан под гипсокартонной конструкцией.
Функция гостиной подчеркнута особенным декоративным акцентом: в этом интерьере панелью для крепления телевизора стала скала. В идеале она должна была быть сложена из натуральных камней. Именно эту энергетику сближения с природой хотел получить заказчик в своем жилище. Но от сооружения панно из камней с берегов Катуни пришлось отказаться из-за чересчур большой нагрузки на плиты перекрытий в многоквартирном доме.