Градсовет краевой столицы не принял первоначальный проект офисного здания на улице Гоголя - эксперты усмотрели в нем риск для соседнего памятника архитектуры
Рядом с бывшим доходным домом Аверина, известным также как "барнаульский небоскреб", собираются построить трехэтажный офисник. Эскизный проект рассмотрел градсовет 25 сентября, однако эксперты не одобрили его по эстетическим и техническим причинам.
Здание делового назначения хотят возвести по адресу ул. Гоголя, 74, возле памятника архитектуры 1915 года постройки. Концепцию разработала проектная компания "Алтай".
Архитектор Елена Федорова отметила, что выбранный участок сейчас находится в запущенном состоянии и офисное здание на этом месте станет востребованным и деликатно вписанным в исторический квартал. Деловому комплексу даже подобрали амбициозное название под стать самой улице – "Гоголь".
Проектировщики предлагают возвести трехэтажный офисник высотой 16 метров, с террасой, выходящей на ул. Короленко. В отделке разработчики предусмотрели витражное остекление, декоративный кирпич и подсветку. Для посетителей проектом отведено 20 машино-мест.
Одной из изюминок будущего строения авторы проекта назвали озеленение открытой террасы.
"Верхний этаж нестандартный для общего решения – он предполагает деловое арт-пространство для встреч и презентаций. Данная высота обыгрывается стеклянной конструкцией кровли, делая его эксклюзивным и индивидуальным. Остекление применяется для "облегчения" проектируемого объекта", – сказала Елена Федорова.
Деревья, которыми разработчики предлагают "увенчать" верх, эксперты поначалу ошибочно приняли за ели, указав на то, что эти растения имеют слабую корневую систему и могут рухнуть вниз при сильном ветре. Елена Федорова поправила участников обсуждения: высадить на крыше собираются туи, и момент с безопасностью обязательно будет учтен.
Однако больше всего вопросов у градсовета возникло по поводу соседства офисника с историческим "небоскребом". Часть замечаний касалась эстетики: например, эксперты раскритиковали цветовое решение, порекомендовав "осветлить" здание, а также сделать членение фасадов более "дробным".
"Перед нами классическая архитектура, а рядом попытка "сдружиться" с ней. Но она действительно не удалась, потому что масштаб преувеличен. Надо обратить внимание даже на вот эти арки – лучше, конечно, сделать их ниже <…> надо измельчить фасады и посветлее можно сделать. Много стекла – это здесь плохо", – отметил архитектор Александр Деринг.

Нарекания экспертов вызвала и техническая сторона соседства с объектом культурного наследия: архитектор Сергей Боженко напомнил, что когда-то у доходного дома Аверина был второй корпус, который был досадно утрачен из-за некачественного капремонта, и эти риски нужно обязательно учитывать:
"На моих глазах разрушался второй корпус доходного дома Аверина. Отчего это произошло? Оттого, что инженеры проекта капитального ремонта невнимательно отнеслись к несущим способностям стен, перекрытий и грунта, на котором построено это здание. В этом месте очень слабые грунты и близко находятся грунтовые воды. Я смотрю, вы свой объект размещаете очень близко от фундамента дома Аверина. Более того – в пространстве между своим объектом и домом Аверина вы размещаете стройплощадку, тяжелую технику, которая будет поднимать плиты перекрытия на самый верх. Вы какие-то мероприятия по укреплению грунтов предусматриваете? Потому что без них вы создадите дополнительную нагрузку на слабый фундамент дома Аверина, что неизбежно приведет к его возможной деформации".
Представительница Алтайохранкультуры и вовсе допустила, что проектируемое здание может "похудеть" из-за опасной близости к "небоскребу":
"Я бы хотела, чтобы вы более внимательно отнеслись к противопожарным расстояниям. Потому что существующее здание-памятник явно третьей степени огнестойкости. Какую бы огнестойкость вы ни сделали – от нормативов никуда не деться. Также расстояние между путями эвакуации надо внимательно посчитать. Я боюсь, что здание на самом деле у вас станет гораздо уже".
В итоге проект пока не получил одобрения градсовета: с учетом замечаний эксперты решили отправить его на доработку.