Почему детский сад защищают родители и продолжают водить сюда детей
В начале лета 2018 года вокруг частного барнаульского детского сада Happy Baby разгорелся серьезный скандал: воспитателя дошкольного учреждения обвинили в издевательствах над воспитанниками. Инициатором стала одна из родительниц Юлия П., у которой этот детсад посещали двое детей. СМИ активно заговорили о побоях малышей, а компетентные органы возбудили несколько дел: на воспитателя Татьяну Нагих и заведующую Елену Воротникову – им могут дать реальные сроки. А теперь давайте разбираться в том, насколько равносильно наказание педагогов, что рассказывают об инциденте представители детского сада и как это вообще все могло случиться.
Что за Happy Baby?
Это частный детский сад, у которого в Барнауле два филиала: на
Папанинцев и Приречной. Работает учреждение с 2011 года, у него есть лицензия, заключение СанПиН и все остальные нужные документы. Кроме присмотра за детьми, здесь также проходят занятия с логопедом, учителями английского, преподают дизайн, ЛФК и прочее – вполне логичный набор возможностей, оправдывающий родительскую плату. Естественно, клиентов у детского сада было немало.
Как все началось?
Информация о том, что в данном частном детском саду плохо обращаются с
детьми, появилась в начале июня. Об этом заговорила жительница Барнаула Юлия П. (в Happy Baby ходили ее сыновья). По словам Юлии, однажды она приехала в сад передать старшему мальчику творожок и увидела, что воспитатель Татьяна Нагих ведет ребенка за руку против его воли. Педагог объяснила, что малыш баловался и она хотела показать ему для примера, как воспитанно ведут себя ребята постарше из соседней группы. Поговорив с воспитателем, мама уехала и вернулась за детьми только вечером. Далее началось самое интересное.
По словам юриста детского сада Натальи Вишневской, родители мальчика позвонили заведующей в тот же день и попросили для своего спокойствия показать записи с камер.
"Вечером супруг Юлии принял решение прийти и посмотреть, что же стало причиной случая. Тогда они ближе к ночи позвонили Елене Васильевне (Елене Воротниковой – прим. ред.), которая всегда была готова ответить родителям на любые вопросы в любое время. Ее попросили показать видеозаписи. Елена Васильевна переговорила со своим заместителем, и тот вместе с Юлией отправился показывать видео. На записи было видно, что в этот день Юлия привезла ребенка с опозданием, в 10 утра. Тогда шел урок, но мальчик, так как только приехал, не был настроен на учебный процесс и баловался. Воспитатель отвела его в буфетную, чтобы он успокоился и вышел заниматься", – вспоминает Наталья Вишневская.
По рассказам юриста, далее заведующая Елена Воротникова собрала всех родителей, рассказала им о случившейся ситуации и извинилась. Она также провела служебное расследование и привлекла Татьяну Нагих к дисциплинарной ответственности. Родительский комитет решил, что конфликт сам себя исчерпал, так как других претензий к детскому саду ранее не было, а Юлия позвонила Воротниковой и поблагодарила за отзывчивость.
"После семья П. попросила взять весь диск с камер видеонаблюдения. Им никто не препятствовал. Они приехали вместе со своими программистами и начали переписывать этот диск. Несколько раз они ходили в магазин, что-то устанавливали, перезаписывали. В итоге сами же запись утратили. Далее они забрали этот диск и отправили его в Москву на восстановление. Несмотря на то, что диск им отдали добровольно, они не имели права его изымать и тем более публиковать, так как родители, чьи дети также на нем есть, своего согласия на это не давали", – говорит Наталья.
1 июня, в День защиты детей, Юлия П. обратилась в компетентные органы с просьбой наказать работников детского сада. Так, обвинение предъявили воспитателю Нагих, а в рамках этого же дела стали проводить расследование и проверять работу заведующей Воротниковой. Изначально в действиях заведующей каких-то противоправных действий не обнаружили и даже вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но семья П. посетила приемную президента в Москве и записалась на прием к председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Быстрыкину.
"После этого нам сразу же вручили обвинение, заключили заведующую в изолятор. К этому времени воспитатель уже провела два месяца в СИЗО с преступниками, и никакие апелляции не могли ей помочь. Этого же следователь и Юлия просили для Елены Васильевны. Но прокуратура встала на нашу сторону, там заявили, что это несоразмерно, да и вообще, вина человека еще не доказана и опасности для общества он не представляет. Понимаете, заведующую сейчас позиционируют как крупного бизнесмена, не щадящего никого, зарабатывающего деньги, но это не так. Ко всем воспитанникам она относилась как к своим детям, и для нее это большой удар", – объясняет Наталья.
Сейчас и Нагих, и Воротникова находятся под домашним арестом и ждут дальнейшего развития событий. Заведующей может грозить до шести лет заключения.
"Понимаете, мы не оправдываем воспитателя, но и не поддерживаем такой завышенной меры ответственности. Кроме того, мы хотим обратить внимание общественности на оценку того видео, которое семья П. выложила в Сеть, оно смонтировано без звука, и многие моменты в этой записи ускорены и крайне двусмысленны", – поясняет юрист.
Что это за видео?
Ролик, на котором воспитатель Нагих пытается накрыть сына П. одеялом, где тянет его за руку или где мальчик, заходя в комнату, падает, разошелся по Сети очень быстро. Это вроде как часть уцелевших записей с того самого диска. Наталья Вишневская уверена, что в данном вопросе все крайне неоднозначно.
"Запись, не имеющая звукового сопровождения, не является подтверждением чего-либо. Многие воспитатели рассказывали, что в моменты, когда мальчик сидел наказанный в комнате, он пел песни. Или есть отрывок, где дверь открывается и мальчик падает в группу, он катается и хохочет, но нет звукового сопровождения, поэтому картинка выглядит иначе. Сын Юлии любил внимание воспитателей, как и многие дети, и всегда старался обратить его на себя", – приводит пример Вишневская.
Мнение других родителей
Юрист Наталья, с которой мы разговаривали, сама водила свою дочь в Happy Baby к тому же воспитателю с 2016 года. По ее мнению, отношения между родителями и педагогическим составом были более чем дружеские. Последние всегда шли навстречу и подстраивались под нужды семей. Касалось это и Юлии П.
"Моя дочь ходила в группу Татьяны Владимировны вместе с потерпевшим. Его мама Юлия всегда ратовала за хорошие, значимые подарки для воспитателей и оценивала их труд как добросовестный. Татьяной Владимировной она вообще восхищалась. На мой взгляд, педагог для них был вообще как личная няня. Когда ее перевели с Папанинцев в филиал на Приречной, дети П. ушли вслед за ней. Мама мальчиков давала ей всегда какие-то спецзадания в отношении старшего сына, когда, во сколько и чем его кормить и так далее. Может, это и стало проблемой. Татьяна воспринимала детей как своих внуков, а когда в отношения по договору приходит что-то личное, люди позволяют себе больше вольности. Татьяна Владимировна могла построжиться на малыша, так как понимала, что только таким образом она может призвать его к порядку", – уверена Наталья Вишневская.
Ряд родителей уже встали на защиту детского сада, они даже составили петицию в его пользу, но никаких плодов она не принесла.
"У меня здесь дочка, она третий ребенок, первые два в садик не ходили. Тут мы приняли решение, что ей нужно социализироваться. Выбрали этот сад по рекомендации, проходили пробный месяц и поняли, что нам комфортно. Среди воспитателей проводят серьезный отбор, они очень хорошо готовят детей к школе. А кроме того, мне нравится, что ребенок раскрепощается: здесь проводят очень красивые утренники, с детьми работают руководители разных направлений. У нас очень скромная девочка, но даже она перестала стесняться выступать на публике, раскрылась и теперь легко входит в любой коллектив. Ребенок у меня начал рано говорить, и, по сути, если бы что-то случалось, она бы мне это рассказала, но ни одной жалобы от нее я не слышала. Мы сюда и внука отдали. Жалко, что какой-то частный случай раздут и его пытаются представить как систему, но это не так", – объясняет свою точку зрения жительница Барнаула Ирина.
Такая же позиция и у другого родителя – Светланы. В Happy Baby у нее занимались двое сыновей, старший уже выпустился. По ее словам, в садик также пришли по рекомендациям, искали для себя альтернативу муниципальному.
"Мы всем довольны. Здесь высочайшая подготовка к школе, не только умственная, но и психологическая. А какие тут утренники – это актерское мастерство, костюмированные, музыкальные, танцевальные номера, и энтузиазм у педагогов просто неугасаемый, а для детей вовсе праздник. Воспитанников выводят на творческие площадки города с их номерами, они посещают конкурсы и занимают первые места среди профессиональных коллективов. Мне также нравится, что педагоги налаживают дружбу между детьми, которые общаются группой даже после выпуска. И я со спокойной душой привожу ребенка с утра, с легким сердцем забираю вечером и вижу, что он счастлив, охотно бежит в детский сад. Мы всегда работали в тандеме с воспитателями. У нас были ключи, мы могли зайти в любой момент. Я ни разу не стала невольным свидетелем какой-то ситуации. А сейчас получается, что мы какие-то легкомысленные родители, раз водим детей сюда, нас это вообще оскорбляет. Когда этот случай произошел, мы все поговорили со старшими детьми, но они нам ничего такого не сказали – ребята любят своих воспитателей. Мы пытались обсудить данный вопрос с семьей П., но они не захотели нас слушать. Мы сейчас просто не знаем, как защитить детский сад и его руководителя, нашего мнения при этом вообще никто не спрашивает", – поясняет Светлана.
Пришла на встречу с журналистом "ТОЛКА" другая мама двоих детей – Ольга, которая также желает скорейшего разрешения сложившейся скандальной ситуации.
"Старшая дочь у меня ходила сюда с самого основания садика, недавно выпустилась. Мы вообще пришли сюда за заведующей, так как знали ее по работе в другом дошкольном учреждении. Отдала я ребенка рано – в год и четыре месяца. Дочку научили тут практически всему. Я до школы никуда ее не водила, все, что нужно, она получила тут. Младшего сына я, естественно, повела сюда же, у него была задержка развития речи, но тут нам помогли. В Happy Baby занимался даже мальчик с аутизмом, но и к нему нашли подход, сейчас он учится в лучшей школе города. У него просто была адекватная мама, которая им занималась и работала в тандеме с воспитателем", – комментирует она.
Сколько потерпевших?
Сейчас в деле семь потерпевших детей и пять родителей, представляющих их интересы. Но если претензии семьи П. понятны, то что хотят другие родители – не совсем ясно. Как уверяет Наталья, они только подтверждают слова Юлии, но при этом сами ни с какими жалобами не обращались и продолжали ходить в садик даже после начала дела.
"На заседания никто из родителей не ходит. А у П. появились претензии не только к воспитателю старшего сына, но и к воспитателю второго ребенка. Как-то ее другой сын гулял на детской площадке и упал с машинки. Юлии сразу позвонили, позвали врача, оказали первую помощь, обработали подбородок. Мама приехала и попросила скорую не вызывать, просто забрала малыша домой. Сейчас она говорит, что заведующая не предприняла никаких мер по оказанию помощи, хотя никто из присутствовавших воспитателей ее слова не подтверждает. Это было в 2017 году, и это тоже прикрепили к делу", – рассказывает собеседница.
Чего хотят?
Версий о том, почему такая ситуация могла сложиться, ходило много. Одна из них, что семья П. хотела открыть свой детский сад и просто таким образом пыталась убрать конкурентов. Но юрист Happy Baby считает, что это миф. Компенсации никакой потерпевшие не просят, по крайней мере, пока. Психических травм у детей специалисты не нашли.
"Сейчас П. заручились поддержкой общества и все представляют так, как будто детей просто избивали. А так как все ставят себя на место родителей, многие их поддерживают и не хотят рассматривать этот вопрос ни с какой другой стороны. Журналисты, которые к нам приезжали, вообще выдумали, что в детском саду с детьми не гуляли и содержали воспитанников в нечеловеческих условиях, хотя это к правде не имеет никакого отношения. Именно на это мы хотим обратить внимание людей и добиться правдивого освещения данной ситуации", – заключает Наталья Вишневская.