10 ноября в России празднуют День сотрудников МВД. В преддверии профессионального праздника корреспондент "ТОЛКа" пообщался с сотрудниками правоохранительных органов:
Ефимовым Александром Геннадьевичем – майором/старшим оперуполномоченным по особо тяжким преступлениям против личности (на пенсии);
Филатовым Евгением Александровичем – майором/старшим оперуполномоченным по особо тяжким преступлениям против личности (на пенсии);
старшим лейтенантом полиции, пожелавшим остаться неизвестным.
Фото: Евгений Филатов и Александр Ефимов
Корр.: Здравствуйте! Позвольте вас поздравить с праздником. Расскажите, когда вы пришли в органы и по какой причине.
Ефимов: В полицию я пришел в 90-х. Книги всегда такие читал о сыщиках, еще думал в пограничное училище пойти или же в уголовный розыск. Получилось, что пошел сюда. Мне просто нравилась работа по книгам, по фильмам, а потом уже по сути.
Филатов: В милицию я пришел работать в 92-м году. В силу определенных обстоятельств пошел в УР, это уже было в 2001 году. По настойчивым просьбам Ефимова перешел к нему набираться опыта в УР по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, изнасилований, причинения тяжкого вреда здоровью и прочее. Сначала боялся туда переходить, думал, не потяну. Но позже понял, что это мое, и я очень благодарен за это Ефимову.
Старший лейтенант: Я инкубаторный – пришел после БЮИ. Поступил в 2006-м, в 2011-м я выпустился. Во время обучения у нас была практика, я попал в ГНК (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – прим. ред.), но всей сути работы я не понял. А на пятом курсе учебы я попал на практику к Филатову, вот он и разжег во мне интерес к работе. Ведь это очень важная работа, когда ты убираешь весь этот "мусор" с улиц. Всех этих насильников, серийников убираешь и чувствуешь благодарность от людей. Получается, что ты город делаешь чище. Таким образом, после практики я пришел туда работать. Получилось так, что работал я потом с другим наставником по линии тяжких преступлений против личности – с Бауткиным Максимом Николаевичем. Сейчас он начальник УР, очень грамотный и опытный сотрудник. Он научил меня многим азам и аспектам, но своим главным наставником я все равно считаю Филатова. О том, что я проработал в УР, не жалею. Изначально я хотел работать в ОБЭП, но Филатов сказал, что я всегда успею, и чтобы проникнуться и понять всю суть преступного мира, лучше получить этот опыт, конечно же, в УР, ведь это реальная школа и закалка.
Корр.: Как относится ваша семья к такой работе? Ведь она предполагает большую занятость. Нет четкого графика, и форс-мажоры постоянно случаются.
Ефимов: Тут, конечно, лучше спросить жену. Она знала все сразу, когда мы еще только дружили, что пойду или в пограничное училище, или опером. На стадии дружбы она понимала, что так, возможно, и будет. Дети выросли, конечно, практически без моего участия, так как дома действительно редко бывал. Сутками жили в кабинете возле жуликов, сидели, разговаривали с ними, даже чай вместе пили, сало ели, а потом опять переходили к диалогу по сути и по работе. К жулику относились как к человеку. Пока не найдешь с ним контакт, ты не получишь нормальный диалог. Если серьезный разговор с ним, то кабинет вообще на клюшку закрываешь, чтобы никто вас не сбивал с толку. Потому что, бывало, чувствуешь - надо чуть-чуть потерпеть, и он расколется, а тут раз – и в дверь кто-то стучится, мол, откройте. Ну а если про жен всё же, то да, им очень тяжело. В сравнении с гражданскими людьми особенно. У них – отработал, пришел домой, и все. А у нас такого нет, вне зависимости от времени суток, праздников, дней недели и прочее, звонят – значит, надо выезжать на работу. Особенно праздники – гражданские всегда заранее планируют, как проведут эти выходные дни, а мы нет, у нас нет праздников, потому что на них, как правило, что-то случается, и тут уже мы работаем.
Филатов: Надежный тыл – это основное! Супруга всегда меня понимает и понимала. Помню, бывало, по 7-8 дней дома не был. Приеду, помоюсь, побреюсь и опять на работу. На работе у меня всегда стояла фотография с детьми, которую они мне подготовили, на этом коллаже было написано: "Папа, мы ждем тебя". Поверьте, это очень помогало. Старшие дети выросли в основном без моего особого участия. То, какие они сейчас, – это заслуга моей жены. Помню, первое время младшая дочка называла старшего сына папой, что было крайне обидно. Впоследствии все встало на свои места. Надежный тыл – это всё. Ты знаешь, что есть человек, который понимает тебя, по голове погладит, обо всем поговорит, накормит, который тебя ждет и во всем поддерживает. Это 50 % минимум того, что помогает.
Ст. лейтенант: Да, я согласен с товарищами. Дома надо, чтобы не было никакого негатива, ведь его и на работе достаточно. Когда ты домой приходишь, тебе жена и дети улыбаются – вот это самое главное. Если они злятся и не понимают того, что тебя нет дома, то это приносит еще больше переживаний. А так приходишь, тебе рады и ты рад, ложишься счастливым спать и утром на работу с уже новыми силами. Самое главное – это надежный тыл и хорошее настроение в доме.
Корр: Испытывали ли вы когда-либо чувство жалости к преступнику?
Ефимов: Смотря какое преступление он совершил. Ну, вот был случай: парнишка совсем молодой, с женой развелись, начали каждый свою жизнь строить, но, как бывает, периодически встречались друг с другом. Была такая встреча – он приходит к ней, дверь ногой открывает, а там подружка ее сидит с мужчиной, еще один мужчина и жена его. Ну, он и предположил, что они по парам разбились. Мужик жену свою бывшую забрал, мириться с ней начал, все спокойно обошлось. Они к нему пошли, опять поссорились, она домой вернулась и дверь уже на ключ закрыла. Тот за ней, дверь открывать, а не получается. Смотрит – балкон открыт. Он за топором и на балкон пролез на второй этаж. А там баба эта с мужиком… Ну, ясно, чем занимаются. Он на них с топором. Она увернулась, ей ничего, а мужика рубанул. Ну, вот это и был случай, когда его жалко, что из-за чувств к бывшей, что ранее не судим, по такой неосторожности, на эмоциях. Еще тоже жалко в ситуациях – толкнул, тот упал, головой обо что-то ударился и умер. Умысла-то не было, а сажали за убийство. Вот в таких случаях жалко. Но в любом случае закон есть закон, и ему нужно следовать.
Филатов: Если он реальный преступник, который осознанно все делал, то к таким жалости нет. А есть заложники обстоятельств. Например, едет человек на машине, колесо оторвало, и он человека сбил. По факту – он же не хотел, это так вышло и от него не зависело. Даже при драке – тебя бьют и ты бьешь, а человек, например, назад захотел сделать шаг, обо что-то споткнулся, упал, головой ударился и умер. Жалко тех, кто судим ранее не был и по таким вот случаям осужден. По нашим людским понятиям, он ничего не сделал, а с точки зрения закона – закон он преступил и должен понести наказание. Вот этих ребят жалко.
Корр.: Согласно первой и второй частям четвертой статьи ФЗ-247 РФ 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Как у вас обстоят дела с получением жилья?
Ефимов: В системе получения жилья сейчас есть недостатки. Помню, как вместе с коллегой, который, к сожалению, погиб в 1994 году, становились на очередь в девяностых. С тех пор прошло много лет, и я уже на пенсии, субсидию на приобретение жилья все еще жду, не знаю, дождусь ли. Проблема в том, что очередь одна для всех, и сотрудники, которые приходят сейчас, становятся с нами в общую очередь. Это создает дополнительные трудности. Многие из тех, кто пришел позже, уже получили эти субсидии, то есть они становятся в очередь не за нами, а с нами. В итоге кто-то получает данную возможность быстрее тех, кто проработал намного дольше.
Корр.: Предлагаю поговорить о профессиональных качествах работников вашей профессии. Какие, по вашему мнению, должны быть профессиональные и человеческие качества хорошего сотрудника органов?
Ст. лейтенант: Мужество - это первое. Терпение и упорство. Оперативник должен уметь достигать поставленных задач, а для этого ему понадобится много терпения.
Ефимов: Целеустремленность и знание психологии. Без знания и понимания людей очень тяжело.
Филатов: Терпение должно быть, обостренное чувство справедливости, однозначно. Настоящий опер должен держать слово. Если он пообещал, дал слово, то он обязан сделать.
Все трое сказали, что нужно быть готовым жертвовать своим личным временем, которое можно было потратить на семью. Ради помощи людям и для раскрытия дела нужно уметь прилагать максимальные усилия.
Корр.: А что для каждого из вас в вашей профессии самое интересное?
Ефимов: Добиваться цели, сам процесс. Знать, что ты поставил задачу, и выполнить ее. Особенно интересно, когда есть какие-то сложные дела, над которыми нужно поломать голову, подумать.
Филатов: Чувство исполнения морального долга, когда посадил преступника и сделал мир немного безопаснее. В такой момент начинаешь чувствовать себя человеком и понимаешь, что все твои усилия были не напрасны.
Ст. лейтенант: Мне нравится, что работа предполагает много движения и много общения, потому что я неусидчивый и никогда не смогу просто сидеть в офисе каждый день. Постоянная работа мозга, когда все время нужно искать ответы на сложные вопросы.
Корр.: Хотели бы вы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?
Филатов: Однозначно нет. У нас с сыном разные характеры. Я с детства мечтал расследовать дела, сочинения об этом в школе писал. Дочь хотела, но я отговорил. Не знаю, просто не хочу. Сейчас работа, которую я застал перед пенсией, стала слишком "бумажной". Много лишней отчетности. Пока все отчеты подготовишь, уже и времени нет преступников ловить. Раньше было не так.
Ст. лейтенант: Раньше более сплоченный коллектив был, чем сейчас. И не учат молодых новичков, как раньше. Нет как таковой системы наставничества.
Ефимов: Сейчас много ведомств и работает каждое на себя, а когда принадлежало все одному начальнику ГУВД, то все работали на один результат.
Корр.: Доверяют ли граждане полиции в наше время? Как было раньше?
Все единодушно признали, что для них это сложный вопрос.
Ефимов: Я пришел в 87-м году, когда ходили участковые вместе с дружинниками. Был тогда участковый один. Когда он выходил на патруль, жулики сразу становились порядочными, мужики переставали бить своих женщин, все вокруг читали газеты. Тогда я и понял, что все индивидуально. Как и репутация человека, и не важно, полицейский ты или нет.
Корр.: Вы, являясь сотрудниками розыска, в свободное время смотрели передачи или фильмы о вашей профессии? Если да, то какие?
Ефимов: "Улицы разбитых фонарей", первые сезоны. Они отражали нашу работу очень правдоподобно.
Филатов: "Ментовские войны" сезона до седьмого я смотрел.
Ст. лейтенант: Времени сейчас сильно нет на это. Да и не получается сосредоточиться на просмотре, потому что все время смотришь и сравниваешь с реальным положением вещей.
Корр.: Как вы оцениваете работу более молодых сотрудников, которые приходят вам на смену?
Ст. лейтенант: Им сейчас тяжелее, потому что нет того тыла, имею в виду не семью, а наставников, которые подскажут и научат, как было это раньше. Больше бумажной работы.
Филатов: Сейчас выглядит все как 10 планерок, 15 отчетов, 20 проверок, а результат под вопросом. Нам в свое время начальник говорил, что можете на работу не приходить вообще. Вы мне только результат в пятницу принесите, и я буду рад. Тогда и результаты были реальные, и раскрываемость хорошая.
Ефимов: Раньше, если ты готов в выходные и праздники куда-то сорваться ради работы, со временем это начинают ценить, и мнение о тебе хорошее складывалось, а сейчас я уверен, что подобное уже не ценится.
Корр.: Ваши пожелания коллегам.
Ст. лейтенант: Терпения, поменьше бумажной работы, энтузиазма и желания сделать благо для общества. Работа у них сложная, но почетная. Поздравляю своих коллег!
Филатов: Присоединяюсь к поздравлениям и желаю им любить свою работу. Чтобы рядом были хорошие товарищи, чтобы было с кем поговорить, поделиться своими мыслями. Раньше хорошо, когда часто были соревнования и много спорта, он всегда объединял.
Ефимов: Тоже считаю, что должно быть желание. Будет желание – появятся навыки, которые сделают тебя профессионалом, и результаты будут. Все идет от желания работать. Этого и желаю нынешним сотрудникам, простите за каламбур. Надеюсь, все у них будет хорошо.