Не всегда экстренная: почему скорая помощь на Алтае порой опаздывает к пациентам

Не всегда экстренная: почему скорая помощь на Алтае порой опаздывает к пациентам Фото: Анна Меньшикова

Скорая помощь в экстренной форме должна быть оказана пациенту в течение 20 минут с момента вызова

В конце прошлого года скорая медицинская помощь Алтайского края перешла под управление единой диспетчерской службы. Теперь вызовы со всего Алтайского края поступают в первую очередь в Барнаул. Каким образом идет распределение звонков? Почему иногда скорая приезжает за минуты, а порой пациентам приходится ждать часами? В чем разница между экстренной и неотложной помощью? Комментарии врачей и отзывы пациентов – в материале "ТОЛКа".

Оптимизировали чужие жизни

Доступность скорой помощи (охват населения) составляет в крае 100%, бригады выезжают вовремя в 96% случаев. Такие данные приводит сайт Станции скорой медпомощи Барнаула (ССМП). Тем не менее читатели "ТОЛКа" жалуются, что "скорая" не всегда оказывается действительно скорой.

"Так случилось, что пришлось вызывать скорую помощь. По телефону сразу предупредили: вызовов много, время ожидания неизвестно. И вот из разговора с врачами скорой, пока ждали действия таблетки, выяснилось: время ожидания увеличилось в связи с тем, что сократили 10 экипажей скорой помощи, потому что некому работать, не хватает врачей, не хватает водителей. И не придумали ничего другого, как сократить экипажи. Оптимизация людской жизни! Интересно, сколько людей, не дождавшись приезда скорой помощи, умерли? А ведь именно их жизни в первую очередь сократил главный врач своим решением. Грустно сейчас и страшно за будущее", – рассказал житель Барнаула Алексей.

Сколько ждать помощи: 20 минут или два часа?

На январь 2020 года в крае работает от 241 до 244 бригад скорой помощи в сутки. Их число за прошедший год не изменилось, сообщили в региональном Минздраве.

Скорая помощь в экстренной форме должна быть оказана пациенту в течение 20 минут с момента вызова. Неотложная медицинская помощь на дому – в течение не более двух часов после поступления обращения больного. При этом доля выездов с "доездом" к пациенту за 20 минут и менее в декабре 2019 года составила 92,65%, а в целом за 2019 год – 93,19%.

То есть только 7% бригад не приехали вовремя.

"Все бригады располагаются на территории края с учетом плотности населения. Задержки выездов, их своевременность зависят от многих факторов, – рассказывает Евгений Зулинский, заместитель главного врача Станции скорой медицинской помощи Барнаула. – Первое – это количество вызовов. Оно варьируется в зависимости от сезона. Например, когда в крае эпидемия гриппа, количество звонков возрастает в 2-2,5 раза".

Мешает погода

Скорая помощь 20 минут ехала к умирающей в барнаульском ТЦ женщине

Скорая помощь 20 минут ехала к умирающей в барнаульском ТЦ женщине

О судьбе пострадавшей ничего не известно

Нагрузка на одну бригаду – 8-10 вызовов в сутки в среднем по региону. В Барнауле эта цифра выше – около 15 вызовов. В период эпидемии –  20 и больше.

Время ожидания также зависит и от транспортной доступности. В Алтайском крае она приближается к 100%. Но во внимание нужно брать погоду, дорожные условия и так далее. По словам Евгения Зулинского, такие факторы нельзя сбрасывать со счетов.

"Бывает, конечно, что скорая застревает в связи с погодными условиями. Но что мы тут можем сделать? Бригада, если она где-то стоит, тут же информирует диспетчера, и он сразу посылает другую. Но на моей памяти, чтобы пациент умер, не дождавшись скорой помощи из-за того, что она где-то застряла, не было. Такие вопросы решаем быстро", – комментирует врач.

Районы без границ

С декабря 2019 года скорая медицинская помощь Алтайского края перешла под управление единой диспетчерской службы. Что это значит для пациента? В первую очередь – отсутствие границ между районами края и более оперативное реагирование, говорит Зулинский.

Раньше у каждого района были определенные зоны, и бригады обслуживали вызовы в их рамках. С созданием единой диспетчерской службы эти границы стали условными: теперь бригада из одного района может выехать на вызов в соседний, если находится ближе, меньше загружена и так далее.

Что происходит после того, как вы позвонили "03"

Набирая "03" или "103" (с мобильного), пациент попадает в оперативный отдел диспетчерской службы, куда теперь поступают звонки со всего края. Трубку поднимает фельдшер или медсестра и по алгоритму выясняет адрес, ФИО и возраст, а уже потом – что случилось.

На основании данных медработник формирует повод к вызову, которых довольно много, и они соответствующим образом шифруются. Именно от повода вызов относят либо к категории неотложной помощи, либо к экстренной.

Принципиальная разница заключается в следующем: экстренную помощь окажут в том случае, если есть угроза для жизни, а неотложную – если ее нет.

"Решение о характере помощи на основании диалога со звонящим принимает диспетчер, – объясняет врач. – В диспетчерской все специалисты с медицинским образованием. В их задачу входит понять, к какой категории нужно отнести вызов, правильно определить повод. У нас достоверность этих поводов выше 90%".

При этом вызовы ставят не в общую очередь: бригады медиков сначала обслуживают экстренные, а затем неотложные.

После того как повод сформирован, диспетчер передает вызов в группу управления – благодаря специальному программному обеспечению это происходит автоматически. В группу управления также входят фельдшеры и медсестры, но у них уже немного другой функционал: они передают вызовы непосредственно бригадам.

 Черный список пациентов

Согласно приказу Минздрава № 388, любой вызов должен быть принят. Скорая не может не выехать к пациенту.

"Есть люди, которые обращаются к нам многократно. Мы выезжаем в любом случае. Чаще всего это хронические больные, и к работе с такими пациентами привлекаем поликлиники. Никаких черных списков нет и быть не может. Кто-то не вызывает помощь даже в случае серьезной причины, а кто-то звонит по малейшему поводу. Но опять же: он имеет на это право", – объясняет Зулинский.

На вызов с полицейским

Автомобили скорой медицинской помощи бывают трех классов: А, B и С. C – для реанимации, В – для линии, А – с минимальным оборудованием. В Барнауле машин категории "А" нет. Сами бригады медиков делятся на общепрофильные (фельдшерские и врачебные) и специализированные (анестезиологии и реанимации, а также психиатрические). У каждой из них свое оснащение, в которое входит порядка 100 препаратов и большое количество оборудования, начиная от шин и заканчивая кардиографом.

Зулинский отмечает: любая работа на выездах вне стен медучреждения может быть потенциально опасной. Например, периодически медикам приходится иметь дело с пациентами в состоянии опьянения, бывают и криминальные случаи.  

"У бригад есть тревожные кнопки, которые передают сообщения в оперативный отдел. Мы тесно сотрудничаем с полицией. Существуют нормативные документы и инструкции, как действовать в этих ситуациях. Зачастую на криминальные случаи либо на случаи с психическими больными, где есть угроза для жизни бригады, мы сразу вызываем сотрудников полиции и заходим к пациенту только в их присутствии", – комментирует врач.

Цифра

50 секунд – среднее время, затрачиваемое на прием вызова диспетчером (по данным регионального Минздрава).

 

1000

Гость

Есть одно, после оптимизации операторов 03 на местах, в разы прибавилось без с мысленных вызовов, ибо опереторы на местах знали каждого пациента буквально поименно, и могли решить все по телефону не прибегая к помощи бригад. А сейчас, зарплата операторов, зависит от количества принятых вызовов и соответственно отправленных на вызов бригад, за что им отдельное боольшое СПАСИБО от бригад на линии. Когда сестра в прошлом году, увольнялась со скорой, начальник так их там и так и обзывала предателями, ибо работать и так некому, эти еще "как крысы, бегут с тонущего корабля"!

Лента новостей

Лента новостей