Онлайн не для всех. Алтайские школьники учатся через Zoom, магазины и по почте

Онлайн не для всех. Алтайские школьники учатся через Zoom, магазины и по почте
Онлайн не для всех. Алтайские школьники учатся через Zoom, магазины и по почте Фото: Детская школа искусств в Горняке. Фото: Анастасия Корягина

Где-то проводят контрольные в форме онлайн-конференций, а где-то раскладывают задания по коробкам в магазине

В селе Березовка Красногорского района творчески подошли к организации дистанционного обучения. Задания передают через местный магазин. В помещении стоят коробки, на которых написан класс, откуда родители берут задания и возвращают готовые работы. Подобным образом учеба организована во многих алтайских селах, где есть проблемы со связью. "ТОЛК" поговорил с учителями, родителями и учениками из разных районов края и выяснил, насколько разная везде "удаленка".

Задания в коробках

Снимок из березовского магазина опубликовала на днях в Facebook жительница Новосибирска Елена Ушакова. В Березовке у нее дача, сейчас она живет там. Фото женщина выложила вовсе не с целью посмеяться, совсем наоборот.

"Кто там гундит по поводу сложностей обучения детей в дистанционном режиме? Кто не хочет — ищет оправдания, кто хочет — ищет решения", — такими словами сопроводила снимок женщина. Но пост вызвал бурную реакцию у пользователей соцсети, некоторые были шокированы такой "технологией".

"Рациональное зерно в этом есть, если мыслить в вероятностных категориях: количество контактов все равно меньше. В коробку уроки бросают родители. Берут соседи и вообще все, кому по пути. Но я видела, как дети по одному тянулись в школу за заданием", — рассказала Елена.

Интернет в селе есть: на территории Березовского сельсовета живет более 1,2 тыс. человек. Но часть людей его не стала проводить домой из-за нехватки средств, у кого-то нет подходящих гаджетов. Есть и другие проблемы. В любом случае учебный процесс организовали именно так по согласованию с родителями.

"Дело в том, что наша школа находится на краю села, и не всем взрослым удобно постоянно туда ходить. А вообще у нас в фойе на первом этаже есть и компьютеры, и коробки с заданиями. Одна из мам работает в магазине и предложила поставить коробки еще и там — он находится в центре, и туда все равно все ходят", — рассказала "ТОЛКу" директор Березовской СОШ Алла Новикова.

Проверенные задания учителя могут прислать и через мессенджер. А вот проверять сфотографированные работы совсем неудобно. Это тоже одна из причин такой организации обучения.

"В старших классах у нас много тех, кто учится через интернет, на платформе Учи.ру. А начальная школа у нас вся так учится. Родители сами попросили: дети маленькие, им сложно учиться онлайн, да и от сидения за компьютером и в телефоне ничего хорошего в целом нет. Плюс они не хотят, чтобы ребятишки потеряли письменный навык", — говорит директор.

На бумаге, через родителей

В Солонешенском районе тоже много отдаленных сел, где есть проблемы со связью. Например, в селе Туманово пока нет интернета и мобильная связь ловит плохо. Учиться онлайн просто нереально. Обучение организовано в бумажном варианте.

"У нас учителя либо пишут задания на бумаге, либо набирают на компьютере, если есть. Их организованно размещают в школе, на первом этаже для этого все есть. Готовые работы приносят родители. В школе все время находится дежурный учитель, который помогает сориентироваться", — пояснила "ТОЛКу" директор школы Вера Колыгина.

У Тумановской СОШ четыре филиала: Степнинская, Карповская средние школы, Деминская "девятилетка" и Большетихинская "началка". В селах Степное и Демино учатся точно так же, как в Туманово, в Карпово есть оптоволоконный интернет и онлайн-обучение.

В школе села Большая Тихая, которое гремело на всю страну осенью прошлого года, когда оттуда уехал единственный учитель, ситуация совсем иная: туда раз в неделю ездит педагог из Карпово Людмила Шадрина и привозит детям задания. Хотя в селе есть интернет: он работает через стационарные телефоны.

Дети, которые изначально учились на дому, тоже выполняют уроки с родителями. Учителя стараются не задирать планку, чтобы семьи могли справиться сами.

"Если возникают какие-то сложности, общаемся с родителями. К ученикам мы ходить не можем, запрещено. Недавно ко мне приходила мама "надомника", не смогли решить задачку. Мы с ней ее разобрали, и она уже, придя домой, ему все объяснила", — рассказала Вера Колыгина.

Через почтовые ящики и Zoom

В Кытмановском районе есть несколько сел, где нет проводного интернета. Проблему решают с помощью мобильной связи и мессенджеров.

"В некоторых школах организовали график получения заданий. Можно прийти и скачать его с компьютера либо получить бумажный вариант. Дети созваниваются с учителями, они проводят консультации по 10-15 минут. Родители с пониманием относятся к ситуации — классные руководители их подготовили, очень большую работу провели", — рассказали в местном комитете по образованию.

Филиалы, где со связью совсем плохо, тоже не бросили: например, в село Заречное из Кытмановской СОШ № 2 раз в неделю ездит педагог и привозит задания. А там уже их разносят по почтовым ящикам.

На фоне этого заметно контрастирует обучение в школах райцентра. Например, у учеников Кытмановской СОШ № 1 есть возможность воспользоваться самыми современными технологиями. Учителя создают конференции через приложение Zoom.

"Уроки проводят по-разному: кто-то диктует материал, мы записываем, а потом скидываем в WhatsApp, подтверждая, что работали во время урока. Другие учителя объясняют материал, а затем домашним заданием задают проработать параграфы и выполнить задания, которые мы потом тоже шлем через мессенджер", — говорит ученица 10-го класса Дарья Савилова.

Некоторые учителя во время онлайн-урока используют презентации или видео через функцию "демонстрация экрана". В Кытманово практикуют интерактивные уроки, когда ученики в режиме онлайн под контролем учителя проходят тесты, выполняют практические и творческие задания.

А преподаватель информатики Александр Чернобаев вообще имеет свой сайт, на котором выкладывает лекции и тесты, которые можно пройти прямо на его ресурсе. Кстати, он стал "Учителем года Алтая" в 2019 году.

"Нагрузка по учебе снизилась. Я занимаюсь до 12, потом за 2-4 часа делаю домашние задания — и свободна. Но в целом не очень удобно заниматься дома: нет рабочей атмосферы. Всегда есть дела, или кто-то из семьи отвлекает. Кроме того, по тем предметам, которые я выбрала на ЕГЭ, мне недостаточно материала из-за ограничений по времени. Приходится нарабатывать самостоятельно", — анализирует Дарья Савилова.

Танцы по Skype

В Локтевском районе ученики находятся в совершенно разных условиях. Юные жители райцентра Горняка получают задания через интернет. Так многие дети осваивают не только общеобразовательную программу, но и "посещают" дополнительные уроки по музыке, хореографии, изобразительному искусству.

"Учителя музыки и хореографии записывают видеоуроки либо связываются с учениками по Skype, — рассказала преподаватель ИЗО Локтевской детской школы искусств Ольга Голенок. — А я просто высылаю задания детям в мессенджере. Например, самостоятельно составить натюрморт или нарисовать портрет бабушки".

Во время процесса, если что-то не получается, ребята отправляют учителю рисунок и задают вопросы. Точно так же педагог отсматривает готовые работы. Когда все выйдут с "дистанционки", в любом случае задания проверят очно и выставят оценки.

А вот в 15 км от Горняка все уже не так радужно. Жительница села Николаевка Татьяна Сивуха рассказала "ТОЛКу", что ее сын-семиклассник учится в Горняке, но сейчас, разумеется, сидит дома. Учителя в село не ездят, но и с интернетом проблем нет: он хоть и не супербыстрый, но все же у семьи имеется.

Онлайн не для всех. Алтайские школьники учатся через Zoom, магазины и по почте
Онлайн не для всех. Алтайские школьники учатся через Zoom, магазины и по почте
Фото: Детская школа искусств в Горняке. Фото: Анастасия Корягина

"Он у меня один в классе из Николаевки, остальные дети из Горняка. Я сама позвонила учителю и выяснила, что нам делать. Она сказала, что все задания нужно выполнять в тетрадях. Проверок пока не было.

Конечно, это уже совсем не та учеба. Я помочь ребенку с уроками не могу, у меня и работа, и огород. А он может что-то недоделать, что-то в интернете подсмотреть. И консультируется сын больше с одноклассниками, чем с учителями", — говорит Татьяна.

21 апреля на селекторном совещании с председателями комитетов по образованию и директорами школ алтайский министр образования и науки Максим Костенко констатировал, что регион адаптировался к удаленному обучению. В подавляющем большинстве случаев удалось наладить обратную связь и определиться с объемом заданий.

Горячая линия Министерства образования и науки Алтайского края по дистанционному обучению для родителей: +7 (3852) 20 64 44.

Лента новостей