Немецкая сторона нарушила первый договор. Адмирал Дениц отдал приказ немецким войскам на Восточном фронте отходить на запад, а в случае необходимости – пробиваться с боем
В конце Второй мировой войны акт о капитуляции Германии подписывали дважды. Тот, о котором писали все мировые газеты, подписанный 8 мая в Берлине в присутствии маршала Жукова, – второй. А первый договор подписали накануне, 7 мая в 02:41 в Реймсе. Рассказываем, что с этим договором было не так и почему СССР потребовал вторичное подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии.
Подписание Акта о капитуляции Германии в Реймсе
Подписанный 7 мая документ изначально носил предварительный характер, пишет ТАСС. Его не подписал верховный главнокомандующий объединенными экспедиционными силами союзников генерал Эйзенхауэр. А генерал Суслопаров, представитель Советского Союза, подписал акт в Реймсе на свой страх и риск с оговоркой, что этот акт не должен исключать возможность подписания другого акта по требованию одной из стран-союзниц, уточняет издание "Дилетант".
Дело в том, что к моменту подписания генерал еще не получил инструкций из Кремля. Вскоре после подписания пришла телеграмма Сталина с категорическим запретом подписывать капитуляцию.
Документ, подписанный 7 мая, содержал всего пять статей и касался исключительно вопроса о капитуляции немецких армий на поле боя, пишет РИА Новости. Он отличался от текста капитуляции, давно разработанного лидерами союзных держав, где было 14 статей и говорилось, что СССР, США и Англия "будут обладать в отношении Германии верховной властью".
Советское правительство потребовало подписания официального акта о безоговорочной капитуляции Германии. Сталин заявил:
"Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции".
Союзники согласились на требования Советского Союза. Несмотря на то, что на церемонии 7 мая присутствовала группа из 17 журналистов, США и Британия согласились отложить публичное объявление о капитуляции.