Контрольная работа. Томенко устроил допрос чиновникам на заседании правительства

Контрольная работа. Томенко устроил допрос чиновникам на заседании правительства
Контрольная работа. Томенко устроил допрос чиновникам на заседании правительства Фото: ТОЛК

Краевую инвестпрограмму детально обсудили на заседании правительства. Некоторые вопросы Виктору Томенко пришлось задавать по нескольку раз

Краевую адресную инвестпрограмму (КАИП) на 2019 год обсудили в региональном правительстве. По КАИП строят, реконструируют или ремонтируют крупнейшие социальные объекты. Докладчиками в основном выступали министры профильных ведомств и главы муниципалитетов. Они рассказали губернатору об итогах инвестпрограммы в 2018-м и планах на 2019 год. Однако Виктора Томенко интересовало не только содержание доклада, но и понимание вопроса докладчиком.

Основной темой заседания стали причины невыполнения работы по КАИП в текущем году, а также причины, по которым ситуация может повториться уже в 2019-м.

Все сложно

Еще перед началом министр экономического развития края Павел Дитятев рассказал журналистам, что краевая адресная инвестиционная программа – 2018 выполнена на 76%. В текущем году не успели выполнить работы на сумму примерно в два миллиарда рублей. Однако результат лучше, чем в прошлом году.

"В этом году по отношению к 2017-му динамика положительная, темп 113%. Поэтому, скажем так, достаточно объемные планы по 2018 году. Часть из них сделана, часть перейдет на реализацию на 2019 год", – пояснил Дитятев.

Главные причины невыполнения – сложности на подготовительных этапах, заявил Дитятев. А уже на заседании все чиновники, которые отчитывались перед губернатором о работе по КАИП, подтверждали его слова. Они говорили о некачественной проектно-сметной документации, сложностях при прохождении госэкспертизы и проблемах уже во время строительства (или ремонта) объектов.

Всего с учетом федеральных средств объем КАИП 2019 года составит 8 млрд 800 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета – 5 млрд 500 млн рублей, средства федерального – 3 млрд 310,2 млн рублей.

Структура затрат 2019 года выглядит так: из 5,5 млрд почти 3,7 (64%) направят на строительство, реконструкцию объектов и приобретение жилья, привел данные Дитятев, чем тут же вызвал ряд уточняющих вопросов губернатора.

– (Томенко) Из 5,5 млрд почти 3,7 млрд мы направляем с вами на завершение тех объектов, на которых работы уже идут, по которым решения уже принимались, где работы надо продолжать или завершать. Первый вопрос: у нас с вами 3,7 млрд – это деньги, которые пошли на объекты, которые строятся или реконструируются? Или есть "переходящие"? Или капитальные ремонты?

– (Дитятев) В данном случае это суммарно. Объекты капитальных вложений и ремонта.

– (Томенко) Ну надо было их разложить. Это первое. Теперь второе: на сумму 1,8 млрд мы можем принимать решение. И принимая сегодня проект программы, мы с вами определяемся, на какие объекты эти деньги будут направлены. При этом так определяемся: две трети суммы распределяем, одну треть оставляем в резерве. Чем резерв регламентируем? Почему такую большую сумму – 600 млн рублей – оставляем нераспределенной? Зачем мы это делаем?

Дитятев попытался объяснить, что это своего рода страховка на случай, если федеральное правительство примет дополнительное решение о выделении краю средств. "Мы из этого источника выделим краевое софинансирование", – объяснился Дитятев. И добавил, что 600 млн позволят более тонко чувствовать всю картину работы по КАИП за текущий год. Это в свою очередь поможет принимать правильные решения по недофинансированным проектам.

Но глава региона продолжал задавать вопросы:

– Мы оставили 600 млн рублей. Я пытаюсь понять формальную логику. Почему 300 млн не оставили?

– (Дитятев) Мы просто видим исполнение текущего года, что по факту недофинансирован объем порядка двух миллиардов рублей.

– (Томенко) Тогда 2 млрд надо оставлять, – перебил Дитятева Томенко, – я не могу логику понять, как мы на такие решения выходим? Не могу понять, как работает машина наша госуправленческая.

После попыток министра объяснить, как все же работает эта "машина", Томенко заявил, что список объектов, которые проходят по КАИП, должен быть структурирован, информация должна быть полной, а работа чиновников – открытой и прозрачной, "чего пока нет", подчеркнул губернатор.

Пробелы в знаниях

Министр образования Максим Костенко пожаловался губернатору на проблемы с проектно-сметной документацией. Из-за неумения специалистов готовить проекты сроки прохождения государственной экспертизы увеличиваются, что в свою очередь удлиняет сроки по выполнению КАИП.

Поддержал коллегу министр здравоохранения региона Дмитрий Попов. Минздрав тоже не может похвастаться выполнением работ по инвестпрограмме на 100%.

"По предварительным данным, выполнение КАИП составит 81%. Уточненный вариант КАИП на 2018 год – это 61 объект, сумма более 684 млн рублей. По предварительным данным, освоение составит 81% – 554,9 млн рублей. Из 29 вводных объектов фактически работы будут завершены на 20. Остальные перейдут на 2019 год", – подвел итоги года министр здравоохранения.

И опять-таки среди причин такого освоения в том числе непрофессионализм проектировщиков, которые готовят проектно-сметную документацию и неоднократно проходят экспертизу. Получается, что удлиняют сроки реализации проектов в текущем году, что является причиной переноса сроков.

В частности, был приведен пример Солтонской ЦРБ. В сентябре 2014 года  был заключен контракт стоимостью 62 млн.  Срок исполнения – март 2015 года. До настоящего времени работы не завершены. Более того, объект требует дополнительных вложений в связи с тем, что приходит в негодность из-за внешних факторов. Подрядчик тот же, который и начинал работать.

Также глава регионального Минздрава отметил, что им приходится сталкиваться с недобросовестностью подрядчиков, которые в этом году по ряду объектов не выполнили свои обязательства. Губернатор поинтересовался, как его подчиненные пытаются решить проблему.

– (Томенко) Ну сталкиваемся, а меры мы какие принимаем?

– (Попов) В том числе разрываем (контракты. – Прим. ред.), выставляем пени за неисполнение заключенных контрактов, однако же это нас не освобождает от того, что на данных объектах должны быть завершены ремонтные работы и реконструкция как таковая.

– (Томенко) Черный список работает для тех, кто срывает исполнение обязательств по государственным контрактам?

– (Попов) Ведем список недобросовестных, однако же такие случаи есть, и здесь страховка, видимо, необходима. Какие-то решения на уровне регионального правительства. Хотя это конкурсные процедуры, и большое количество строительных фирм выходит с понижением первоначальной стоимости по объектам в два раза.

– (Томенко) Я это понимаю. Но нам надо вместе с ФАС усилия объединять. Если уж люди выходят, сбрасывают цену, побеждают, потом начинают мухлеж, то, естественно, мы должны принимать меры. Наказывать финансово и в черный список вносить, чтобы дальше они не участвовали в конкурсах. Такая у нас задача стоит? Стоит.  Ну, так надо ее реализовывать. Я не знаю, сколько по объектам здравоохранения в этом году было контрактов разорвано и в черный список включено подрядчиков?

– (Попов) Виктор Петрович, у меня сейчас нет с собой (списка. – Прим. ред.).

– (Томенко) Я так подозреваю, что ни одного. Но вы меня разубедите потом с Ириной Викторовной вместе (Ирина Долгова, экс-министр регионального здравоохранения, зампредседателя правительства. – Прим. ред). Она вам по наследству передала это все хозяйство. Мы должны быть требовательными, жесткими, компетентными заказчиками.

Томенко обратил внимание коллег, что это должно стать "нашей нормой жизни" – требовательное, принципиальное отношение к тем, кто выступил заказчиком по госконтрактам и кто получает государственные деньги. "Мы же не свою стройку ведем, не из своего кармана достаем. Мы народными деньгами распоряжаемся", – добавил глава региона.

Далее Попов продолжил, что для минимизации рисков в 2019 году ведомство со своей стороны в программу включило только те объекты, проектно-сметная документация которых уже разработана или находится на завершающем этапе.

Однако Виктор Петрович внес свое предложение. "Давайте так. Что я попрошу вас сделать по завершении заседания. Мы должны с вами все-таки представить широкой общественности принятые нами решения по поводу того, какие объекты в сфере здравоохранения (все они у нас государственные) будут строиться, какие будут реконструироваться, на каких будет капремонт проведен и какое количество объектов будет введено. Нужен список. Спи-сок. Объектов, адресов, чтобы люди понимали, ждали и контролировали", – резюмировал Томенко.

Больная тема

Далее с докладом выступил врио министра строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Иван Гилев. Он заявил, что в 2019 году Минстрой края будет главным распределителем бюджетных средств по 99 объектам с общим объемом финансирования более 2,5 млрд рублей. Позже Гилев подытожил, какие есть основные факторы риска для успешного завершения проекта, оговорившись, что его коллеги "все сказали правильно". Среди основных проблем, по мнению главы Минстроя, можно выделить:

  • отсутствие исходных данных для подготовки проектно-сметной документации. Это и отсутствие проектов планировок, проектов межевания градостроительной территории, земельных участков. Были прецеденты, когда приходилось в течение года межевать землю для того, чтобы начать разрабатывать проект.
  • Отсутствие проектно-сметной документации по проектам КАИП, прошедшей госэкспертизу.
  • Качество проектно-сметной документации как таковой.

"Так, 44-й ФЗ предполагает победу тех организаций, кто предъявляет наименьшую цену. Поэтому мы имеем дисбаланс от крупных проектировочных бюро в сторону мелких, индивидуальных предпринимателей, которые действительно просто не справляются со своими обязанностями, которые на себя взяли, или их почему-то "затягивают" с работой. У них потом проблемы возникают при прохождении госэкспертизы", – пояснил Гилев.

Также в регионе есть проблема несоответствия заявленных работ по объектам их фактическому состоянию. Было такое, что муниципальные образования пытались выдать реконструкцию, которая требует госэкспертизу, под видом капитального ремонта. Впрочем, Гилев тут же добавил, что при формировании КАИП на 2019 год этой проблемы не будет.

С 1 января 2019 все объекты, требующие капитального ремонта, за счет бюджета могут быть реализованы только при наличии проектно-сметной документации, прошедшей госэкспертизу.

Глава краевого министерства сельского хозяйства Александр Чеботаев с докладом не выступал. Но это не помешало ему высказаться с места. Он выступил с предложением внести газификацию в КАИП.

"Минсельхоз края является администратором почти 1,5 млрд рублей по программе "устойчивое развитие сельских территорий".  Почти все из них в КАИП. Газификация в КАИП не входит. А у нас столько проблем с проектно-сметной документацией! У нас на сегодняшний день есть вероятность вернуть федеральные деньги. Хочу, чтобы такой же контроль был, как в КАИП", – пожаловался министр. Однако Томенко идею не поддержал, но обещал детально разобрать этот вопрос.

В краевую адресную инвестпрограмму на 2019 год внесено 228 объектов (в 2018-м – 434 объекта). Однако финансирования с учётом федеральных средств выделяется больше. Большинство объектов требуют капитального вложения, в прошлом году таких объектов было меньше. Капитальный ремонт в 2019 году запланирован на 92 объектах, тогда как в текущем году капремонт провели на 272 объектах.

С учетом средств федерального бюджета на объекты образования будет направлен наибольший объем средств – 3 млрд 665,2 млн рублей (42%), на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан – 1 млрд 881,6 млн рублей (21%), на здравоохранение – 1 млрд 224,2 млн рублей (14%), культуру и спорт – 8% и 6% соответственно, ЖКХ – 288,2 млн рублей (3%), соцобеспечение – 96,9 млн рублей (1%). На прочие расходы – 425,7 млн рублей (5%).
Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Первый раз в первый класс. Виктор Петрович еще долго с ними нянчиться будет?

я это читал уже на алтапрессе.

Толковые ребята всё-таки у вас пишут, текст толковый!

Лента новостей