Толк новости
Общество |

Не в себе: почему на Алтае в разы больше психически больных детей, чем в России

Каждый 15-ый ребенок в Алтайском крае имеет те или иные психические отклонения. При этом количество депрессивных состояний растет с каждым годом
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае уровень психических заболеваний среди детей превышает общероссийские показатели в 2,8 раза, такие данные привела региональный детский омбудсмен Ольга Казанцева на встрече с депутатами краевого парламента. "ТОЛК" разбирался, по каким причинам у нас складывается такая ситуация.

Без грубых нарушений

Психические заболевания, по данным Ольги Казанцевой, имеют 32,8 тысяч детей в крае. В регионе на начало 2020 года, по предварительным данным Алтайкрайстата, проживают 490 тысяч детей до 18 лет. Соответственно, у каждого 15 ребенка есть те или иные отклонения в психическом развитии.

Грубые психические нарушения имеют определенную константу: 1-2% от населения. Это шизофрения, эпилепсия, ранний детский аутизм, умственная отсталость (олигофрения и некоторые другие), рассказывает врач-психиатр Виктор Ведяшкин, заместитель главврача Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей.

Основная же масса детских психических заболеваний – это пограничная психоневрология. На 80% это психические расстройства не психотического характера. Это значит, что эти состояния легко поддаются коррекции, и диагноз снимается.

Нет статистики – нет проблем

"Недавно главный детский психиатр РФ рассказывал о том, что в ряде регионов детская психиатрическая служба просто отсутствует. Нет службы – нет статистики, и ее подают по нулям. В нашем регионе исторически сложившаяся система - выделена отдельная детская служба. Мы работаем, берем этот удар на себя, реабилитируем ребятишек. Это хорошо, что мы обращаем на них внимание. Было бы хуже, если бы мы замалчивали эту проблему и дети бы не получали помощи", – объясняет Ведяшкин.

Повышенное внимание психиатры и неврологи уделяют интеллектуальному развитию ребенка. Большой объем проблем связан именно с задержками развития. По словам психиатра, это промежуточный диагноз, но в статистику он тоже включается.

Сейчас, говорит врач, нарастает проблема речевых нарушений. Они тоже шифруются по международной классификации болезней в рубрике психические расстройства и расстройства поведения и обязательно включаются в статистику.

Не по стандарту   

Депрессивные состояния психиатры диагностируют все чаще. Есть несколько теорий, почему их количество растет, одна из них связана с возрастающей нагрузкой.

"У детей есть определенная слабость центральной нервной системы, и они не всегда способны справляться с той нагрузкой, которую на них возлагают. В итоге все кончается срывами и депрессивными состояниями. Число депрессий среди детей растет. С ребенка спрашивают, как и со всех остальных, а у него изначально могут быть проблемы со здоровьем, о которых родители и не подозревают", – комментирует психиатр.

Ребенок не в состоянии соответствовать всем стандартным требованиям. Это не обязательно касается учебы. У него могут быть, например, более успешные друзья в спорте. В итоге ребенок чувствует себя не состоятельным, не способным соответствовать стандартам. Это, по словам специалиста, тоже одна из теорий о причинах роста числа депрессий среди детей.

Глобальный уровень

"Это проблема не Алтайского края и даже не России, а всего мира. Мы сегодня говорим о том, что здоровые дети – это редкость. Психологическое неблагополучие часто осложнено соматическими проблемами. Это накапливающаяся патология внутри популяции, это глобальная проблема человечества как вида", – комментирует  Лариса Головина, детский нейропсихолог.

  

Проблема, по мнению психолога, заключается сразу в нескольких моментах

Нет налаженного межведомственного взаимодействия. Ребенку чаще всего нужна комплексная помощь разных специалистов: психолога, психиатра, невролога, логопеда, дефектолога и так далее. И по-хорошему роль координатора должно взять на себя государство. Родитель далеко не всегда может понять, что у ребенка есть проблема и уж тем более решить ее. Нет подробной и понятной инструкции для родителей, как взаимодействовать с такими детьми. Не каждый специалист, действуя в одиночку, может ее дать. Причем для каждого случая инструкция должна быть индивидуальной. Система помощи таким детям во многих районах края находится на низком уровне. Специалисты из районов не справляются с тяжелыми патологиями, которые встречаются у детей, их квалификация не позволяет помогать детям на должном уровне.

Таким образом, должно совпасть слишком много факторов, чтобы ребенок с проблемами получил действительно всестороннюю помощь. Как минимум, ребенок должен родиться в местности, где есть доступ ко всем квалифицированным специалистам, а у родителя должно быть достаточно денег и свободного времени.

Специалистов не хватает

На оперативном совещании в краевом парламенте омбудсмен отметила, что в крае наблюдается дефицит специалистов. Сейчас укомплектованность детскими и подростковыми психологами медицинского профиля в регионе составляет 67%, психотерапевтами – 32%, детскими и подростковыми психиатрами – 52%. Также наблюдается дефицит педагогов-психологов с базовым психологическим образованием.

"Предлагаю развивать психиатрическую, неврологическую службу в регионе, чтобы медицинская помощь оказывалась детям в том числе с точки зрения психотерапии в должном объеме. Нужно увеличивать работу, связанную с подростковыми депрессиями", – отметила Казанцева.

Читать в полной версии ➔