Барнаульская пенсионерка выиграла суд у чиновников из мэрии о красных линиях
3 июня Алтайский краевой суд отклонил апелляционную жалобу барнаульских чиновников по делу о красных линиях. Пенсионерка, живущая на Горе, выиграла дело. Ее заставляли снести часть веранды из-за проходящей через строение красной линии. Но суд признал: она не захватчица, как считают чиновники, а красные линии, которые провели по участку в 2001 году, нанесены с нарушениями.
Захватчица семи "квадратов"Пенсионерка Наталья Бобровских с 1995 года живет в доме по адресу пер. Ярославский, 25. Площадь жилья с тех пор не менялась, никаких пристроек за это время не появилось, семья делала только косметический ремонт. Это подтверждается планом дома в документах собственников.
В декабре 2018 года Наталье пришло предписание от администрации Центрального района Барнаула — "восстановить границы земельного участка". Выяснилось, что часть веранды ее дома и забор на 60 см выходят за пределы принадлежащей пенсионерке земли.
Добровольно исполнить предписание пенсионерка не могла — у нее просто нет средств на снос строения. В январе 2019 года дом без ее ведома обследовали специалисты из управления архитектуры и градостроительства и пришли к выводу, что женщина "захватила" 7 кв. метров земли общего пользования. На этом основании администрация района обратилась в суд.
Почему к ней пришли с проверкой, достоверно неизвестно, но Наталья Бобровских предполагает, что на нее мог пожаловаться кто-то из соседей. А чиновники, придя к ней, причесали под одну гребенку всех остальных: аналогичные предписания получили другие жители проезда Ярославского.
У кого-то под снос попали гаражи, у кого-то палисадники. Люди недоумевают: зачем трогать их постройки, если они никому не мешают. Дорогу им отремонтировать никто не обещает, да и улица их много лет разорвана на две части оврагом, по которому можно пройти только пешком.
Нарушителями оказались чиновникиКак рассказал "ТОЛКу" юрист пенсионерки Сергей Сандаковский, после всех разбирательств 13 ноября 2019 года Центральный районный суд Барнаула вынес решение в пользу пенсионерки. Ответчики смогли доказать, что строительство дома на земельном участке не было самовольным, так как дом располагается в пределах проекта.
Кроме того, Сандаковский доказал, что границы земельного участка не менялись с момента его выделения в 1964 году, а красные линии в 2001 году нанесли с нарушениями.
"Чиновники предъявили в доказательство некий документ, в котором обозначены эти красные линии. Но на нем ни печатей, ни подписей, и даже город не указан! Разумеется, суд счел, что на него нельзя ссылаться как на доказательство, так как признаков нормативно-правового акта в этом документе нет", — говорит юрист.
Мэрия не представила в суд документы, подтверждающие проект планировки и проект межевания красных линий, то есть не доказала, что они вообще существуют де-юре.
17 января 2020 года городской комитет по строительству и архитектуре Барнаула подал апелляционную жалобу на решение в Алтайский краевой суд. В ней чиновники перечислили нормы права Градостроительного кодекса, который был принят в 2004 году.
"Спорные красные линии в районе участка Бобровских нанесены в 2001 году. Любой гражданин понимает, что новый закон обратной силы не имеет. Тем не менее власти написали такую жалобу", — отметил Сергей Сандаковский.
Чиновники в своей апелляции напирали на то, что границы земельного участка были установлены только в 2006 году, хотя затруднились сказать, когда дом был возведен.
В итоге суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что чиновники нарушили право семьи Бобровских на пользование собственным земельным участком и возведенным объектом недвижимости. При нанесении красной линии нужно было учитывать фактическое пользование земельным участком и его границы, чего не сделали власти.
Это решение важнее, чем кажетсяПо совету юристов до решения суда первой инстанции Наталья Бобровских зарегистрировала право собственности на участок. Она успела сделать это до вынесения решения суда и даже до проведения судебной экспертизы — это немаловажно.
"В суде нам удалось доказать, что фактические границы находятся в пределах плановых. Здесь сыграло роль законное правило: в случае отсутствия в документах сведений о координатах участка за его границы принимают те, что существуют на местности более 15 лет", — рассказал Сергей Сандаковский.
Чтобы доказать, что пенсионерка законно владеет участком и домом, юрист поднял архивные документы 55-летней давности, которых даже у ответчицы не было: договор о предоставлении участка для строительства, техпаспорт и план местности.
Аналогичный иск получила соседка Натальи — Ольга Шишкина. Женщина работает в больнице и ухаживает за пожилой мамой и дочкой-инвалидом. Ее заставляют сносить надворные постройки и баню.
Дом женщины 1965 года постройки, с тех пор здесь никто ничего дополнительно не захватывал. Теперь она может воспользоваться решением суда по делу соседки — сослаться на него для своей защиты как на судебный прецедент.
До сих пор неясно, зачем мэрии понадобилось сносить строения жителей проезда Ярославский. Если для расширения дороги и обеспечения проезда пожарной машины, то люди не имеют ничего против.
"Но тогда закон должен работать для людей, а не против них. Власти должны выкупить части земельных участков у собственников по их рыночной стоимости", — уверен Сергей Сандаковский.
Ранее председатель АКЗС Александр Романенко заявлял, что в вопросе о красных линиях нужно не "отпиливать углы домов", а исправлять ошибки чиновников.