Держим удар: Валерий Елыкомов рассказал о медицине в Алтайском крае
21 июня в России отмечают день медицинского работника. 2020 год показал, что именно медики по-настоящему важны и незаменимы в нашем обществе. Перед праздником "ТОЛК" встретился с доктором медицинских наук Валерием Елыкомовым, депутатом Государственной думы РФ. Врач рассказал, чем регион может гордиться, а что у нас "проседает", поделился своим мнением по поводу медицинских поправок в Конституцию и поздравил всех с наступающим днем медика.
– Валерий Анатольевич, как вы оцениваете уровень развития медицины в Алтайском крае, в каком направлении стоит развивать отрасль?– Медицина – это одна из жизнеобразующих отраслей. Поэтому уровень развития медицины зависит от того, как у нас построена жизнь в целом в стране, как построена экономика, в том числе и в регионах. Сейчас говорить о том, что медицина Алтайского края как-то абсолютно вырвалась вперед, или, наоборот, сильно отстала, нельзя. Мы находимся на хорошем среднем уровне.
Скачок в развитии здравоохранения региона был тогда, когда к нам в край пришла высокотехнологичная помощь. Это были 2000-е годы, тогда мы обогнали даже те регионы, в которых были научно-исследовательские институты, академические структуры. У нас этого не было, но мы смогли выйти на очень достойный уровень.
Сейчас наша региональная медицина очень высокотехнологична. Мы делаем операции не хуже, чем москвичи, кемеровчане, томичи. И в этом наше достоинство. Все те вещи, которые необходимо делать в хорошей региональной медицине, мы делаем.
В Алтайском крае начали оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь не только клиники Барнаула, но и центральные районные больницы. Сегодня успешно проводятся коронароангиография (исследование сосудов) и стентирование (восстановление проходимости сосудов) в Бийске и Рубцовске. Благодаря развитию межрайонных центров появилась возможность проводить эндоскопические операции в Алейской ЦРБ. В Камне-на-Оби жители города и ближайших районов теперь проводят гемодиализ в районной больнице. Здесь же открылся центр амбулаторной онкологической помощи. – Какая область, на ваш взгляд, нуждается в усилении? Что требует повышенного внимания краевого министерства здравоохранения?– Населению важна убежденность: чтобы ни случилось, мне помогут. И в высокотехнологичной медицине в Алтайском крае такая убежденность есть. Мы перестали отправлять пациентов в Москву, мы сами способны очень на многое.
А вот первичное звено проседает, и об этом надо говорить. У нас в регионе гораздо выше, чем в целом по стране, сельского населения – 43%. В связи с этим возникают характерные для края проблемы. Когда, например, населенный пункт находится в 60-70 км от центральной больницы.
Нет шаговой доступности, и больным из отдаленных сел приходится ездить в районные больницы за помощью. А транспортная доступность, как известно, тоже не везде хорошая. Это одна из причин, почему сельское население в регионе недовольно первичным звеном.
В городе тоже есть определенные проблемы, например, у нас мало узких специалистов. Они концентрируются по стационарам или частным клиникам. В поликлиниках их мало, а потребность в специалистах высокая.
В целях укрепления первичной медицинской помощи в прошлом году в Алтайском крае было построено 17 ФАПов, в этом году уже начались работы по возведению еще 16. В селах, где проживают менее 100 человек и нет медорганизации, работают 10 передвижных ФАПов, в 2020 году к ним добавятся 15. Продолжается строительство новых поликлиник в Барнауле и Алтайском районе. – Сейчас мы живет в эпоху COVID-19. Какие проблемы в алтайской медицине вскрыла пандемия?– Я для себя определили три вещи, три проблемы, перед которыми нас поставила пандемия. Первое: пришлось срочно менять технологии и коечный фонд под эпидемиологию. Наши больницы изначально проектировались не под эпидемиологические ситуации.
Например, если бы у нас были больницы с отдельными палатами и отдельными санузлами, проблем было бы меньше. Больной лежит в палате, закрыт. У нас же такие палаты единичные. И получается, что попал ковидный больной в отделение, и всё его приходится закрывать на карантин.
Сейчас, когда строят новые больницы, на мой взгляд, не надо жалеть деньги на такие индивидуальные палаты, нужно учитывать возможные вспышки.
Второй принципиальный вопрос – отсутствие взаимозаменяемости. Есть, например, анастезиологи. Кто может заменить анестезиолога? Получается, что никто. А такими манипуляциями, как интубирование в силу особенностей деятельности должны владеть и лоры, и нейрохирурги. Поэтому и в образовании необходимо сделать работу над ошибками, по-другому относиться к обучению.
Третий вопрос – выплаты. Это сложный вопрос. Были шероховатости. Должна быть нормативная законодательная база. Все уперлось в то, что окончательные правила игры изначально не были установлены.
По данным оперативного мониторинга по состоянию на 19 июня, стимулирующие выплаты за май 2020 года начислены и представлены в соответствии с постановлением №415 3 990 работникам 94 медицинских организаций, общая сумма выплат составила 58 млн рублей. В соответствии с постановлением №484 выплаты получили 1840 работников 57 медицинских организаций, общая сумма выплат составила 110,3 млн рублей. Важные поправки в Конституцию касаются доступной и качественной медицинской помощи. На ваш взгляд, зачем это включено в документ и как принятие этих поправок повлияет на медицину в России и в регионе?– В странах, где это положение не прописано в основном законе, все переведено на экономику. Есть у тебя страховка – помощь окажут. Нет – до свидания. Для меня это важный момент. После принятия Конституции население должно понимать: нас не забыли. Поэтому тот факт, что в основном законе это прописали, – это шаг навстречу развитию медицины.
Что можете сказать о курсе развития здравоохранения в крае? Правильно ли он выбран?– Если регион начнет гнуть свою политику и идти вразрез с общей, которую ему предписывает федеральный центр, то надо понимать: отошел от общей канвы – контролируй свою работу за собственный счет. Готов Алтайский край финансировать медицину из своего бюджета? Вряд ли.
Поэтому регион идет тем курсом, который предписывают федеральные нормативные документы.
Могу сказать, что у нас в здравоохранении нет провалов ни по одному из направлений. Есть куда развиваться. Проблемы присутствуют, и их никто не скрывает. Надо подтягивать первичное звено здравоохранения, развивать поликлиники и больницы на местах, чтобы не гонять пациентов в Барнаул. По специализированной, высокотехнологичной помощи мы, подчеркну, стоим на очень хорошем счету.
Суперзадача, на мой взгляд, – повысить интерес кадров к нашей региональной медицине. Сделать так, чтобы врачам было интересно работать здесь, а не уезжать в другие регионы. То же касается и молодежи: они должны хотеть учиться в нашем университете, а не ехать за знаниями куда-то еще.
В регионе с 2019 года началось развитие межрайонных центров. Это не только приблизило высокотехнологичную медицинскую помощь к пациентам, но и привлекло молодых врачей в районные больницы, где установлено современное оборудование и есть возможность применять различные методики лечения и совершенствовать свои навыки. В этом году в межрайонных центрах завершится формирование приемных отделений и отделений реанимации, будет сформирован единый подход к операционным блокам, закончится создание на базе межрайонных медцентров реанимационно-консультационных отделений, отвечающих за прикрепленные районы. – Приближается ваш профессиональный праздник. Что пожелаете коллегам?– На мой взгляд, 2020 год показал, что российская и алтайская медицина может держать удар. Население стало по-другому относиться к врачам, к медработникам. До этого было некое недопонимание важности медицины как отрасли. Поэтому я всем желаю, чтобы то взаимопонимание, та связь, которая образовалась сейчас с обществом, такой и осталась.
Медицина спасает жизни, и население это оценило. Желаю всем медицинским коллективам быть крепкими, сплоченными и легко справляться с любыми трудностями. И всем здоровья.