Обрезали. Вместо рекреации Барнаул может получить бесполезную грузовую трассу
Здание, где по мнению историков, располагался острог царских времен, может пойти под снос. Оно, а также территории еще нескольких усадеб, среди которых — алтайский музей искусства и культуры, могут "уйти" под автомагистраль. Все дело в красных линиях, прописанных в генплане. Историки опасаются, что город может потерять историческую зону и, возможно, новый городской пляж.
Царский острог под сносВ вытянутом вдоль улицы Л. Толстого двухэтажном доме сегодня невозможно признать историческое здание. У него обыденный оштукатуренный фасад, окрашенный в грязно-розовый цвет, прямоугольные пластиковые окна, металлические двери и бестолковый козырек.
Через немытые стекла видны остатки офиса – столы, шкафы, бумаги, засохшие цветы в пластиковых горшках и даже колпак Санта Клауса.
Заросшую бурьяном территорию вдоль улицы Л. Толстого используют в качестве парковки. С другой стороны расположена автомастерская: около гаражных боксов на огороженной территории припарковано несколько машин, которые ждут своего ремонта.
Дом по улице Л. Толстого, 1 принадлежит администрации города. В 1993 году здесь был отдел культуры и комитет по делам молодежи администрации Центрального района, а также организации, работавшие с речпортом. Какое-то время помещения сдавали в аренду офису компании "ОльТаМар". Это был один из крупнейших поставщиков продуктов питания в регион.
Охраняющего статуса памятника архитектуры у здания нет. Между тем историки Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) утверждают, что Л. Толстого, 1 – исторический объект.
Замдиректора музея Елена Огнева рассказала: это бывший тюремный замок (острог), при котором существовала домовая церковь Александра Невского. "В качестве тюрьмы его использовали до конца 1890-х годов. Если строго говорить, то не позже 1907 года. Затем здание передали городу, в нем располагался Ночлежный дом", – рассказала она "ТОЛКу".
Пока в распоряжении историков только карты, указывающие месторасположения острога на углу Большой Тобольской (Л. Толстого) и Набережной (Промышленной). Но если "копнуть поглубже", то есть рассмотреть здание изнутри, есть шансы получить подтверждение того, что его построили еще в царской России.
Один из работников автомастерской рассказал, что когда в здании на Л. Толстого, 1 делали ремонт и надстраивали второй этаж, то рабочие видели кирпичные стены толщиной в метр, очевидно сложенные еще в 19 веке. Однако их надежно закрыл гипсокартон, подвесной потолок и новые перегородки из газобетона.
Сегодня у здания есть все шансы пойти под снос.
Разрушительная сила нового БарнаулаБывший острог торцом выходит на улицу Промышленную. Это небольшая дорога, позволяющая разъехаться двум автомобилям (по данным мэрии, ширина около 26 метров). Рядом вдоль Оби тянется заброшенная железнодорожная ветка, которая когда-то обслуживала барнаульский элеватор. За ней, ближе к воде, – заросли клена и кучи мусора.
С другой стороны Промышленной расположены опрятные двухэтажные дома и частные усадьбы. Часть из них, в том числе бывший острог и частично территорию ГМИЛИКА, "обрезали" красные линии, потому что разработчики нового генерального плана города увидели там автомагистраль как минимум на четыре полосы движения (от 40 до 100 метров шириной).
По замыслу авторов из НИИ "Гипрогор" (Санкт-Петербург), трасса должна связать старый и новый мосты, позволив грузовому транспорту передвигаться транзитом, не заезжая в город. Вот только судя по генплану, Промышленная так и не дотянулась до старого моста.
Решение превратить эту улицу в магистраль – спорное и даже необоснованное, считает Сергей Павлов, заместитель завкафедрой организации и безопасности дорожного движения АлтГТУ: "Генеральный план – это "веселые картинки", не подкрепленные ничем. Прежде чем создавать новую дорожную сеть, менять назначение имеющихся улиц, нужно подготовить специальный, научно обоснованный проект, а стоит он дорого".
Ответственные чиновники и общественники признали, что генплан не доработан и его надо бы начать исправлять.
Между тем, после подписания основного градостроительного документа, утвердили план землепользования и застройки, а за ним и проект планировки улично-дорожной сети с его новыми красными линиями.
Последние отсекли сразу большую территорию для общественного пользования – строительства дорог, сетей, площадей и так далее. Отсекли решительно — вместе с домами и усадьбами. А еще — вместе с планами устроить в этой части города особый музейный комплекс.
Отдайте ради музеяОсенью 2019 года руководство ГМИЛИКА и краевого министерство культуры затеяли большое дело – они начали переговоры с чиновниками Барнаула о передаче здания на ул. Л. Толстого, 1 под хранение фондов музея.
"Во-первых в музейном деле сейчас есть тренд – делать музейные кварталы. Во-вторых, ГМИЛИКА нужны новые площади, и если уж разрастаться, то лучше открывать филиал не в другой части города, а рядом. Так мы смогли бы сформировать особенную городскую среду, предложить совершенно другое ландшафтное проектное решение, увязав его с расположенным рядом памятником архитектуры – первой городской электростанцией", – рассказывает директор музея Игорь Коротков.
Но, продолжает он, как оказалось, "хотеть не вредно". Кроме того, что часть здания попадает под снос из-за идеи построить магистраль, мэрия не решила вопрос с арендаторами комплекса со стороны двора – автомастерской. Это пожароопасный объект, работающий круглосуточно, а значит, он не может быть соседом музея.
"Правая часть здания сдана кому-то в аренду, а еще есть участки в собственности, которые заросли бурьяном. Их хозяев найти не могут и прикоснуться к ним тоже не имеют права, – продолжает Коротков. – Из-за того, что здание с таким обременением, в краевом правительстве и в минкульте развели руками: с таким приданым невеста не нужна".
Забудьте про пляж и горожанВ 2020 году в Барнауле стартовал проект по превращению части улицы Льва Толстого в "Купеческий квартал" (стал победителем конкурса Агентства стратегических инициатив). Пока он локализуется между пр. Ленина и Социалистическим и захватывает еще Мало-Тобольскую. Но, говорит лидер проекта архитектор Александр Деринг, вся улица Льва Толстого может стать особой иторико-рекреационной территорией города.
"Перекресток Л. Толстого и Промышленной – уникальное место. Здесь расположена историческая усадьба, первая электростанция, есть уже почти готовый спуск к Оби. На этом месте можно создать настоящий городской пляж – рекреационную зону. Превращая Промышленную в грузовую автомагистраль, мы навсегда убиваем дух этого места", – говорит Деринг.
В пресс-службе администрации Барнаула "ТОЛКу" сообщили, что муниципалитет может безвозмездно передать здание на Л. Толстого,1 в собственность края, только если там будет располагаться краевое ведомство или учреждение. Но его там нет.
"Учитывая, что на сегодняшний день объект недвижимости не передан краевым структурам по договорам пользования, передача имущества в государственную собственность Алтайского края не представляется возможной", – следует из ответа пресс-службы.
Игорь Коротков считает, что у идеи ГМИЛИКА и авторов "Купеческого квартала" все же есть шанс изменить историю Промышленной. Но для этого нужна политическая воля и сила.
"Например, можно попробовать внести Л. Толстого, 1 в реестр памятников. Это позволит решить проблему с арендаторами и красными линиями. Все таки у памятника есть своя охранная зона и тогда можно подавать в суд, чтобы избежать сноса. Если здание поставить на охрану, можно пробовать получить финансирование на восстановление по федеральной целевой программе", – подытоживает Коротков.
В мэрии, впрочем, заявили, что сейчас средств для выполнения работ в бюджете не предусмотрено. Реконструкция автодороги по улице Промышленной в ближайшей перспективе не планируется.
Также в пресс-службе мэрии сообщили, что реконструкция Промышленной в принципе возможна только при условии, что в бюджете города найдется нужная сумма. Причем для начала предстоит сделать проект, а потом уже погрузиться в строительство.
Собственники домов, чьи усадьбы и постройки порезали красные линии, отправились в суды.