Информация о том, что фундаментальные исследования придется согласовывать с главами регионов, получила широкий ход и наделала немало шума, но в минобрнауки затем дали разъяснения по этому поводу
Федеральное министерство науки и высшего образования 8 апреля выпустило довольно неожиданное для многих распоряжение: ученые должны будут согласовывать фундаментальные научные исследования на 2023 год с губернаторами регионов. Подобной практики в России пока еще не было, и то, как она скажется на науке, вызвало множество вопросов.
Затем в министерстве разъяснили суть документа. Как сообщил "Коммерсант", распоряжение касается только тех вузов и научных институтов, которые входят в региональные научно-образовательные центры мирового уровня. Кроме того, губернаторы не смогут отклонять проекты научных изысканий, а только оценят их полезность для региона. Тем не менее корреспондент "Толка" задался вопросом, насколько в целом может быть необходимо подобное согласование исследований.
Планирование online
В сообщении минобрнауки, размещенном в официальном тг-канале ведомства, было сказано: новое постановление принято в связи с поручением президента "активнее вовлекать в реализацию научно-технической политики регионы". А потому в научной сфере и было решено запустить пилотный проект по планированию исследований. Отмечалось, что для этого предстоит задействовать Единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).
Она была создана в 2013 году с целью "развития единой базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, повышения эффективности расходования средств на проведение научных исследований и разработок, а также способствования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности."
Проще говоря, это сервис, где ученые размещают отчеты и результаты исследований, различные материалы, формируют заявки в Роспатент. Этот механизм должен сделать занятия наукой несколько удобнее, как эдакие научные "Госуслуги", а также сократить разрыв между исследованиями и их воплощением в жизнь. Теперь ее будут использовать еще и для планирования, которое должно помочь регионам эффективнее справляться с последствиями санкций.
Много загадок
Как сообщил ученый секретарь Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Дмитрий Трошкин, 7 апреля состоялся вебинар, где руководители научных организаций получили разъяснения о новшествах от федерального минобрнауки. Отмечалось, что согласование должно будет затронуть новые исследования, которые в 2023 году только стартуют. А таких, в общем-то, немного: во многих научных организациях проектный цикл начался в 2021 году, и в 2023 году в основном будут продолжаться уже действующие проекты.
"Может быть, не для всех проектов, но для определенной части такой подход достаточно обоснован. Чтобы тематика не была оторванной от реальности, а была полезной для региона", – выразил свое мнение Трошкин.
О судьбе исследований, которые принести региону некую материальную пользу "здесь и сейчас" не могут, а также тех проектов, которые просто не получили согласования, пока что, по словам Трошкина, говорить рано.
А вот руководитель "научно-образовательного" комитета краевого парламента, преподаватель Алтайского государственного университета Александр Молотов, впрочем, не считает, что согласование может каким-то образом повредить чьей-то исследовательской работе. Потому что от него, скорее всего, будет зависеть выделение средств. Запрещать несогласованные исследования никто не будет. Просто вести их придется, например, за свой счет.
"Сейчас речь идет о необходимости развиваться в тяжелых санкционных условиях. Эти условия – нестандартные. И те исследования, которые претендуют на поддержку государства, должны согласовываться с политикой, которая осуществляется в регионе (...) Речь не идет о том, что другие исследования проводить запрещено. Ученые – пытливые ребята, они будут любые исследования проводить", – поддержал инициативу минобрнауки Молотов.
Согласование поможет предотвратить распыление ресурсов. Операторы государственной поддержки (например, Российский научный фонд) смогут узнавать позицию региональных властей по актуальности того или иного исследования. А сами же власти смогут увидеть, чем живет научный мир. Это и есть то самое вовлечение в научно-техническую политику.
"Представьте, что кто-то в Алтайском крае решил бы исследовать особенности почвы в Калининградской области. В ситуации ограниченных ресурсов это будет не совсем правильно", – привел пример ненужного "распыления сил" Молотов.
Поддержал идею минобрнауки и другой алтайский парламентарий, руководитель Юридического института Алтайского государственного университета Антон Васильев.
"Последние годы заметен тренд на включение университетов и НИИ в социально-экономическое развитие региона. Поэтому должен быть заказ на тематику от региональных властей с точки зрения "что необходимо?". Алтайский край аграрный – какие перспективные исследования в агро– и биотехнологиях научное сообщество могло бы преподнести?" – описал то, как должен работать "тандем" науки и власти, Васильев.
Причем согласование может реализоваться и в разных форматах. Например, с помощью госзаданий, конкурсов грантов или хоздоговорных работ, когда исследования заказываются на основе конкурсов.
Но небольшие опасения у Васильева все же есть. Приоритетность исследований – вопрос достаточно спорный. И проблема поддержки исследований, которые не нужны в конкретном регионе, действительно может возникнуть.