В Алтайском крае 26 апреля открылась речная навигация. Сейчас отрасль в регионе начинает выходить из состояния анабиоза, однако новые корабли все еще можно увидеть только во сне
Навигация по Оби открылась в Барнауле с 26 апреля. Правда, пока что грузовая. Пассажирские перевозки откроются по трем значимым направлениям, а именно из Барнаула до Рассказихи, Бобровки и села Кокуйского и обратно. Все это социально значимые маршруты. Проехать по ним можно будет уже с 30 апреля и до 4 сентября. О том, как обстоят дела с речным судоходством в Алтайском крае, журналистам рассказали в ходе пресс-тура, состоявшегося накануне.
На теплоходе музыка играет
В региональном минтрансе ожидают, что в 2022 году простаивать теплоходам не придется и пассажиропоток в этом году вырастет. Заместитель главы ведомства Алтайского края Дмитрий Коровин говорит, что в министерстве надеются – этот сезон будет теплым и услуги будут пользоваться спросом. К тому же отдыхающим теперь не помешают никакие ковидные ограничения.
В прошлом году пассажиров уже было больше, чем в 2020-м. В 2021 году удалось перевести 178 тысяч человек, пассажиропоток вырос почти на 19%. И в будущем он может увеличиться еще сильнее, отмечает Коровин. Однако для этого должны появиться новые маршруты.
"Есть идеи закольцевать маршруты, связанные с Рождественским, с Калашниковым, с музеем Чуйского тракта, но реализации пока такой нет", – отметил замминистра транспорта.
Однако даже при росте пассажиропотока главная проблема барнаульских теплоходов вряд ли решится. Речь идет об их возрасте. Все теплоходы уже "старички", их надо менять. Однако сейчас перевозчик не может позволить себе купить новое судно из-за небольшого количества пассажиров. Бизнес не приносит столько дохода, отмечает Коровин.
"У нас теплоходы все серии 1980-х годов, но они проходят через определенные фильтры технического состояния. Сохраняется пока тот флот, который есть, но в России практически весь водный транспорт в таком состоянии", – рассказал чиновник.
Кроме проверки технического состояния и ремонта пассажирского флота, перед открытием навигации специалисты провели и другие подготовительные мероприятия. Они откорректировали лоцманские карты, составили план путевых работ, выставили навигационные знаки на судоходные трассы по маршрутам теплоходов.
Расписание маршрутов уже готово. Из Барнаула в Рассказиху теплоход будет отправляться в 8 утра в субботу и в 14.30 в воскресенье. А обратно теплоход поедет в 11.15 по субботам и в 17.45 по воскресеньям.
Из Барнаула до Бобровки судно будет идти в 8 утра ежедневно, кроме субботы, и в 14.30 каждый день, кроме воскресенья. Из Бобровки в краевую столицу теплоход пойдет во все дни в 9.50, кроме субботы, и в 16.20 каждый день, помимо воскресенья.
Из Барнаула в Кокуйское корабль будет отправляться в 9.15 только по субботам и воскресеньям. А из Кокуйского в Барнаул суда будут отплывать в 12.40, тоже только по субботам и воскресеньям.
Что касается городских рейсов, то в 9 утра по субботам и в 19.30 по воскресеньям будет стоять рейс из Барнаула в Зеленый Клин. И еще в 9.30 по субботам и в 20 часов по воскресеньям теплоход пойдет в обратном направлении.
Прогулочные теплоходы "Москва-207" и "Москва-176" будут отправляться из Барнаула в 11.00, в 13.00, в 15.00, 17.00, в 19.00 и в 21.00. А теплоходы "Мурена" и "Москва-78" будут отплывать с причала "У моста" в 12.00, 14.00, в 16.00, 18.00, в 20.10 и в 21.00. Касса будут работать с 7 утра до 21 вечера.
В бой идут одни старики
Вместе с пассажирскими запустились и грузоперевозки по Оби. Всего в Барнауле есть 46 единиц грузового флота. С 5 мая по 10 июня технику собираются поставить на перекаты внутренних водных путей.
С грузовым флотом та же проблема, что и с теплоходами, – возраст. Начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн рассказывает, что сейчас грузовой флот в Алтайском крае родом из 1950–1960-х годов. Некоторые корабли отработали уже по два срока годности. По-хорошему, их надо менять на более современные. Однако сделать этого нельзя из-за отсутствия денег.
Сейчас суда пытаются приводить в порядок. Чтобы обеспечить безопасность судов в межнавигационный период с 2021 по 2022 год, 28 единиц технического флота отремонтировали. Основной упор делался на путейские теплоходы и земснаряды (они нужны, чтобы обеспечить подходящую глубину для судов и проложить речную дорогу).
Александр Чуприн отметил, что ремонт был серьезным. В частности, специалисты привели в порядок около 20 двигателей внутреннего сгорания, заменили 500 квадратных метров корпусов, провели отделочные работы.
Чуприн рассказал, что с 1992 по 2013 год в сфере практически ничего не делалось, осталось пять земснарядов из 13 советских. В ближайшее время инвестиции в развитие отрасли составят более 1,2 млрд рублей. Большая их часть пойдет на строительство нового земснаряда. На него пустят 920 млн рублей. Остальные деньги потратят на обновление элементов флота, чтобы он исправно работал.
Строительство нового земснаряда – это историческое событие для речной отрасли в Алтайском крае. Дело в том, что в России такие корабли строятся крайне редко. В регион такой в последний раз приходил в 1987 году. И вот теперь, в декабре 2021 года, началось строительство нового подобного судна. В 2024 году его обещают доставить в край.
Снова в деле
За последние годы в регионе водный транспорт выпал также из цепи перевозки и доставки грузов. Но в этом году местный минтранс включил его в процесс доставки инертных материалов (щебень, песок и так далее) для дорожников. Теперь грузовые суда будут задействованы в комплексе дорожно-транспортной системы.
Специалисты уже построили логистику водного транспорта с привязкой к автомобильному. На площадках Усть-Пристани, Быстрого Истока, Калистратихи, Шелаболихи груз будет перекладываться с автомобилей на суда.
"Если смотреть направление доставки щебня из Барнаула, то мы здесь уже конкурируем. Водным транспортом возить товар на 15% дешевле. Если смотреть на Усть-Пристань, то экономия составляет 50%, если на Быстрый Исток, то порядка 35% в случае выбора водного транспорта", – рассказал Чуприн.
Дмитрий Коровин отмечает: возить водным транспортом в три раза дешевле, чем на автомобиле. Но главный минус здесь – короткий навигационный период.
По словам чиновника, сейчас материалы отправляют на судах из Бийского и Каменского районов. Материалы идут даже в Новосибирскую область. Но это все – дальше спроса на продукцию нет.
Помощь отрасли
Государство между тем отрасли помогает. Важной частью этой помощи стало соглашение между правительством Алтайского края, администрацией Обского бассейна внутренних водных путей и грузоотправителями о сотрудничестве по развитию внутреннего водного транспорта в регионе. Его заключили еще в 2015 году. За это время в речной флот вложили более 300 миллионов рублей.
Дмитрий Коровин отмечает, что в этом году из краевого бюджета на развитие внутренних путей направили 35 млн рублей, а из федерального – 75 млн рублей. Еще около 2,5 млн рублей выделил бизнес.
По соглашению уже удалось сберечь и даже увеличить количество рабочих мест, выросли зарплаты работников. Если раньше заработная плата составляла 18 тысяч рублей в месяц, то теперь, по словам чиновника, она возросла до 36 тысяч рублей.
Также договор позволил реанимировать порт Восточный в Барнауле, восстановить там крановое хозяйство и отремонтировать дорогу, а также увеличить грузооборот.
"Подписание соглашения позволило реанимировать флот, заняться ремонтом, есть вложения в спецфлот. Грузооборот вырос в 2,5 раза, за время реализации удалось перевезти 5,8 млн тонн продукции. Если мы раньше работали в пределах Барнаула или Бийска, то сейчас мы возим из Бийска в Барнаул, из Малетино в Барнаул. Цифра прирастает, количество дней навигации выросло до 110 дней в Барнауле и 120 дней в районе Камня-на-Оби", – рассказал Коровин.
Речной транспорт вдобавок ко всему дотируют. В 2022 году Алтайский край выделил из бюджета субсидию на возмещение недополученных доходов на сумму 11 млн рублей, а в прошлом – 11,3 млн рублей. При этом мэрия Барнаула отрасль не субсидирует.