Реконструкция путепроводов на проспекте Ленина в Барнауле, стартовавшая в мае этого года, является одним из крупнейших инфраструктурных проектом, реализующимся в краевой столице за последние годы
При этом одновременно с ремонтом моста в районе Нового рынка в краевой столице планомерно продолжается реализация национальных проектов, включая "Безопасные качественные дороги", благодаря которым в городе обновляются и появляются новые транспортные артерии. Рассказываем, какие автомобильные магистрали отремонтируют и построят в Барнауле в 2022 году.
Большие планы
Надо отметить, что фронт работ на текущий год в городской администрации четко обозначили уже в январе. При этом в мэрии подчеркнули, что в этом году Барнаулу была выделена беспрецедентная сумма для реализации приоритетных направлений в дорожно-благоустроительном комплексе – свыше 4,6 млрд рублей.
3,5 млрд рублей из этой суммы будут направлены на создание нормативной дорожной инфраструктуры.
По словам главы Барнаула Вячеслава Франка, масштабная реконструкция путепроводов на проспекте Ленина проводится в рамках инфраструктурного кредита. На эти цели только в текущем году запланировано более 1 млрд рублей из краевого бюджета.
"Решение о начале реализации проекта было непростым, но необходимым городу. Объект построен 60 лет назад и находится в аварийном состоянии. Одна из главных задач – на период ремонта свести к минимуму напряженность на дорогах и неудобства для барнаульцев. При разработке схемы организации дорожного движения мы в первую очередь учитывали предложения горожан, предприятий и организаций", – подчеркивал глава города.
Только в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" в Барнауле в 2022 году запланирован:
- ремонт 18 дорог общей протяженностью 24,4 км;
- строительство дороги по ул.Сиреневой от Балтийской до Северного Власихинского протяженностью 0,6 км.
На выполнение работ по дорожному нацпроекту выделено 914 млн рублей. После завершения дорожно-строительного сезона в Барнауле нормативность автодорог, включенных в национальный проект, увеличится с 74,4 до 77,2 процента.
Нужно отметить, участок Змеиногорского тракта от улицы Горнолыжной до Южного тракта подрядная компания "ДСУ № 4" заасфальтировала еще в 2021 году несмотря на то, что объект стоит в плане работ на текущий год.
"У нас было время и ресурсы, поэтому мы, завершив ремонт участка от улицы Аванесова до улицы Горнолыжной, приступили сразу ко второму. В этом сезоне останется выполнить только благоустроительные работы на отрезке тракта от улицы Горнолыжной до Южного тракта", – отметил директор ДСУ № 4 Николай Данилин.
В самом большом районе города – Индустриальном – по окончании строительного сезона появятся сразу 13 новых, асфальтированных, соответствующих всем нормативам дорог. Их строительство будет вестись по нескольким программам, реализуемым на территории Барнаула.
"В рамках реализации индивидуальной программы развития Алтайского края появятся дороги по улице Христенко от Павловского тракта до улицы Сергея Семёнова, улице 280-летия Барнаула от улицы Солнечная Поляна до улицы 65 лет Победы и Малому Павловскому тракту от улицы Солнечная Поляна до проезда Северного Власихинского, – рассказал Иван Гармат, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи. – По федеральному проекту "Жилье" будут построены дороги на проспекте Энергетиков от улицы Власихинской до улицы Взлётной и улице 65 лет Победы от улицы Энтузиастов до улицы Сергея Семёнова. В рамках БКД мы построим дорогу по ул. Сиреневой от улицы Балтийской до Северного Власихинского проезда протяженностью 600 метров. Значимым событием станет появление семи дорог в поселке Лесном: по улице Магистральной, улице Грибной и переулкам с № 6 по № 10 включительно. Их строительство будет обеспечено реализацией адресной инвестиционной программы города".
По муниципальной программе "Развитие дорожно-транспортной системы города" в текущем году продолжили начатую в 2011 году работу по ремонту дорог в микрорайонах частной застройки и территорий сельских поселений. На это запланировано 48,1 млн рублей.
Также важно отметить, что в 2022 году территории города предстоит реализация проекта "Интеллектуальной транспортной системы" на общую сумму 150 млн рублей (50 из них будут освоены в 2022 году, остальные в 2023-м). Запланированы модернизация светофорных объектов, установка детекторов транспорта, информационных табло. Это позволит повысить пропускную способность улично-дорожной сети и улучшить качество транспортного сообщения.
Старт сезона
С началом апреля в Барнауле специалисты приступили к комиссионному обследованию дорог, ремонт которых выполнен в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Проверку технического состояния отремонтированных дорог проводили представители КГКУ "Алтайавтодор", "УПРДОР "Алтай", специализированной аккредитованной организации "Стандарт", Общероссийского народного фронта, а также подрядчики, специалисты профильного комитета и депутаты Барнаульской городской Думы.
А сами работы в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" в Барнауле стартовали в конце апреля. Одним из первых объектов в данном случае стал упомянутый участок Змеиногорского тракта.
Еще до наступления мая специалисты также приступили к строительству автомобильной дороги по улице Сиреневой длиной 600 метров на отрезке от улицы Балтийской до проезда Северного Власихинского.
На данный участок зашла подрядная организация ООО "Сибинвест". На строительство дороги по Сиреневой выделено 57,5 млн рублей. Согласно проекту, здесь обустроят систему водоотведения, положат дорожное покрытие, построят тротуары и линию освещения. Участок вокруг дороги благоустроят: здесь появятся газон, кустарники и деревья. По новой дороге барнаульцы будут подъезжать к жилым домам, выезжать на магистральные улицы, а по построенным тротуарам школьники смогут с удобством ходить на учебу.
В это же время стартовали работы по ремонту улицы Солнечная Поляна. Общая стоимость ремонта этой транспортной артерии составляет 117,4 млн рублей. Отметим, что по Солнечной Поляне проходит 10 маршрутов общественного транспорта, которыми ежедневно пользуется большое количество горожан. Эта дорога также – подъездной путь к многоквартирным домам и строящимся домам в квартале "Дружный".
В мае прошел очень важный для жителей и гостей краевой столицы ремонт 900-метрового участка Нового моста через Обь. Здесь работы также были проведены в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
"Ремонт этого объекта крайне важен для гостей и жителей столицы Алтайского края, мостовой переход соединяет Барнаул с краевой трассой по которой ежедневно проезжает более десяти тысяч машин", – рассказал Олег Лугачев, заместитель начальника по содержанию и ремонту автомобильных дорог КГКУ "Алтайавтодор".
Стоимость работ составила более 20 млн рублей.
По состоянию на конец мая подрядные организации в Барнауле приступили к ремонту уже 13 дорожных объектов.
В первой половине июня заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев оценил темпы строительства и ремонта дорог, на которых ведутся работы в рамках федеральных и краевых программ.
Говоря о строительстве дороги на улице Сиреневой, он подчеркнул: "Степень готовности объекта достаточно высокая, выполнен большой объем работ, ориентировочно уже в августе жители микрорайона смогут воспользоваться новой дорой, которая соединит проезд Северный Власихинский и улицу Балтийская. Дополнительно в осенний период здесь будут высажены деревья".
"В этом году мы проводим ремонт как крупных, так и небольших дорог, таких как Западная 10-я, -11-я, 12-я, 13-я, 14-я. Именно жители города обращались с такой просьбой и объекты были включены в план работ. Здесь, действительно, назрела необходимость восстановления дорожного полотна. На всех ремонтируемых участках предусмотрен ремонт и строительство тротуаров. В частности на проспекте Дзержинского также появится и велодорожка", – добавил Антон Шеломенцев.
Также он подчеркнул, что в рамках строительства новых дорог в обязательном порядке предусмотрено устройство ливневой канализации.
Добавим, что ход и качество работ в рамках дорожного нацпроекта, как и в предыдущие годы в постоянном режиме контролируют также районные администрации, представители городского депутатского корпуса, общественники.
Например, в ходе выездной встречи в микрорайоне "Комсомольский" заместитель директора Барнаульского автоцентра "КамАЗ" Николай Савинский подчеркнул, что общественный контроль хода работ ведется на каждом этапе:
"Мы выезжаем сюда не в первый раз. Например, в ходе одного из наших прошлых визитов на 13-я Западной мы встретились с жителями, которые высказали пожелание об оборудовании искусственной дорожной неровности. Их пожелания были учтены".
А в ходе аналогичного совещания на улице Кавалерийской председатель комитета по законности и местному самоуправлению, депутат Барнаульской городской Думы Иван Огнев отметил, что с каждым годом в Барнауле улучшаются качество и нормативность не только главных магистралей, но и параллельных им улиц с меньшим потоком движения, что, несомненно, позволяет создавать всё в городе комфортные условия для жизни.
Какие работы уже выполнены на мосту по проспекту Ленина
Что же касается ремонта путепроводов на проспекте Ленина, то напомним, что мост на Новом рынке был полностью закрыт для движения транспорта более двух месяцев назад – 21 мая. До этого путепровод перекрыли частично – по всей ширине четной стороны проезжей части проспекта Ленина, то есть по направлению из центра города. Данное ограничение начало действовать с 10 мая.
Одновременно с частичным перекрытием путепровода специалисты приступили к строительству трамвайного разворотного кольца на Новом рынке. При создании этого объекта транспортной инфраструктуры строители уложили 155 метров одиночного пути.
Для этого дорожники задействуют более 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал и 19 тонн рельсов, установили восемь новых опор контактной сети, проложили 200 метров контактного провода и примерно 500 метров несущего троса.
С 11 мая на мосту заработал временный пешеходный переход через железнодорожные пути. В оперативные сроки пешеходную связь "прокачали", сделав ее более удобной для горожан, которым необходимо добраться от Нового рынка к Дому быта. В частности, на этом участке установили лестничный сход и освещение. Кроме того, на тротуарах обустроили основания и бордюр, уложили асфальтобетонное покрытие.
Благодаря этому на обход закрытого моста по специально оборудованному переходу у горожан уходит не больше 10 минут.
Весь спектр работ в районе Нового рынка с самого начала находился на контроле городских и краевых властей.
Высказываясь о важности реконструкции моста на Новом рынке и говоря о том, что данный проект затрагивает огромное количество горожан, глава Барнаула Вячеслав Франк подчеркивал: "Жители города, которые непосредственно осуществляют движение по улицам города и видят дорожную обстановку, должны иметь возможность вносить свои предложения по корректировке схемы движения, участвовать в этом процессе, а нам важно услышать их мнения, проанализировать и, если это действительно поможет, улучшить ситуацию, обязательно использовать в работе".
К концу мая в районе ТРЦ "Пионер" заработало первое разворотное трамвайное кольцо, которое обеспечило курсирование по обновленным маршрутам трамваев №1 и 4. В это же время специалисты приступили к демонтажным работам на самом путепроводе.
В середине июня стартовало строительство второго трамвайного разворотного кольца, теперь уже в районе остановки "Дом быта". Работы по его обустройству удалось завершить досрочно. Изначально ставилась задача создать объект к 1 июля, однако выполнить ее удалось раньше – уже 27 июня разворотное кольцо начало функционировать.
"Мы планировали открыть второе разворотное трамвайное кольцо 1 июля, однако работы были выполнены с опережением графика. Чем быстрее мы запустим движение, тем быстрее мы снимем вопросы логистики, которые возникли перед горожанами во время ремонта такого важнейшего для всего Барнаула объекта, как мост. Если в целом говорить о ходе ремонтных работ, то пока у нас нет сомнений по исполнению тех обязательств, которые были взяты. Мы идем по плану и в графике", – подчеркнул Вячеслав Франк.
Устройство второго разворотного трамвайного кольца заняло у работников "Горэлектротранса" менее двух недель. Длина кольца составляет 191 метр, смонтировано 230 метров контактной сети, установлено 12 опор контактной сети, использовано 230 тонн щебня. Заасфальтирована посадочная площадка.
А с началом июля рабочие приступили к бурению скважин буронабивных свай под устройство опор теплоснабжения. Отметим, что новая теплосеть будет лежать на четырех опорах, под которые будут смонтированы 18 свай диаметром 800 мм и погружены на 10-метровую глубину.
В дальнейшем по той же технологии будет производиться создание опорных частей самого путепровода с разницей только лишь в их количественном и объемном отношении. Сваи будут полтора метра в диаметре и, соответственно, в 4 раза больше по площади в сравнении с теми, которые устанавливаются сейчас для теплосети.
К 26 июля опоры для тепловой сети были установлены. К концу месяца также полностью демонтировали балки пролетных строений на трехпролетном путепроводе.
К началу августа Барнаульское ДСУ №4 заключило договоренность с РЖД по предоставлению "технологических окон" для работы на участке путепровода на проспекте Ленина, который находится непосредственно над железной дорогой.
Всего же для проведения работ по демонтажу понадобится порядка 25 окон, в каждое из которых планируют уместить четыре часа работ.
"Планируем за эти 10 окон максимально разобрать пролетные строения. После чего оставшиеся окна пойдут на то, чтоб разобрать существующие стойки восьмипролетного путепровода", – сообщил заместитель директора ДСУ-4 по капитальному строительству Денис Попрядухин.
Сейчас ДСУ №4 из числа специалистов мостового участка формирует отдельное звено, которое будет выполнять работы в "технологические окна".
"Опыт выполнения работ уже есть, технологические последовательности ясны и понятны. Единственное – мы будем ограничены временными рамками, которые нам установит РЖД, но тем не менее, думаю, что, все у нас получится", – уверен Попрядухин.
Высказываясь о планах работ на 2022 и 2023 годы, руководитель ДСУ-4 Николай Данилин подчеркивал: "В этом году полностью проведем демонтажные работы, смонтируем опорные части. Еще мы планируем начать монтаж пролетных строений и выполнить переносы теплосетей. Уже в следующем году завершим монтаж пролетных строений, устройство покрытия на нем, восстановим трамвайные пути, установим освещение, контактные сети и запустим движение".
При этом Данилин особо акцентировал внимание на том, что этапы работ могут корректироваться.
"Мы должны в этапы укладываться, но есть основания, по которым что-то может измениться. Они могут перемешиваться, может выполняться несколько этапов одновременно. Поэтому для нас ключевая дата – окончание контракта", – подчеркивал директор Дорожно-строительного управления №4.
Самое главное, по его словам, завершить реконструкцию в обозначенный срок – к 30 ноября 2023 года.