Иски против жителей Алтайского края направляют даже правообладатели из недружественных государств. И у них есть все шансы на победу в суде
Интеллектуальная собственность и соблюдение авторских прав – сферы юриспруденции, которые пока еще остаются достаточно чуждыми для большинства граждан. Однако в последнее время жители Алтайского края (в особенности, представители малого бизнеса) все чаще сталкиваются с претензиями, связанными с нарушением "копирайта". А санкции против России, связанные с началом специальной военной операции, и вовсе сделали "пиратство" чуть ли не единственным способом выжить для некоторых сфер бизнеса.
Гони монету
На самом деле судебные иски о нарушении авторских прав и в России, и в Алтайском крае в частности по регулярности появления скоро смогут соперничать с судебными обращениями в адрес должников со стороны коммунальщиков. Некоторые из тяжб, начатых в 2022 году, впрочем, отличались некоторой курьезностью.
Так, иски против нескольких жителей Алтайского края направляли владельцы мультипликационной франшизы "Смешарики". Впрочем, аналогичные обращения от "Смешариков" в арбитражный суд региона поступали и ранее, начиная с 2019 года. Однако именно в 2022 году их по какой-то причине было больше всего.
Другой любопытный случай также связан с "детской тематикой". В суд против жителей и организаций Алтайского края более 15 раз обращалась организация "Карт Бланш гритингс Лимитед". Этой фирме принадлежат авторские права на знакомого многим плюшевого мишку Тедди, которого продают как игрушку, используют в качестве иллюстрации на открытках, и в целом нещадно эксплуатируют по всему миру. Организация, кстати, зарегистрирована в британском городе Чичестере, в самой что ни на есть "недружественной стране".
К слову, есть и другие примеры обращений со стороны "западных уже-не-партнеров". И тоже связанные с игрушками. В арбитражный суд Алтайского края в 2022 году неоднократно обращалась акционерная компания "АЙ-ЭМ-Си-ТОЙЗ", также достаточно известная на этом рынке. Причем, как минимум одна из ее "жертв" фигурирует в качестве ответчика и в одном из исков у "Карт Бланш гритингс Лимитед".
Еще один случай, уже полностью отечественный, примечателен довольно неожиданным истцом. Студия Артемия Лебедева обратилась в суд с иском против алтайского предприятия "АС-Агро". Казалось бы, где дизайн, а где сельское хозяйство? Как выяснилось позднее, иск был связан с авторским шрифтом "Клементина", разработанным студией Лебедева. "АС-Агро" якобы использовало его на упаковке яиц.
А организация "Восьмая заповедь", которая практически в промышленных масштабах занимается борьбой за сохранность авторских прав (преимущественно на фотоснимки), обратилась в суд с иском против некого "Министерства культурного развития". Это некоммерческая организация, которой руководит создатель сообщества Barnaul22 Алексей Куреленок.
Кроме того, в контексте авторского права определенный интерес вызывает и опыт барнаульского кинотеатра "Пионер", который все же пошел на то, чтобы начать показ фильмов без лицензии. Впрочем, это далеко не единственный пример такой практики в стране. Более того, Госдума уже рассматривает законопроект о принудительном лицензировании, который позволит законно показывать кино (а также использовать софт), если его правообладатель стал полностью недоступен на отечественном рынке.
Времена меняются
Как сообщил корреспонденту "Толка" старший преподаватель кафедры гражданского права Алтайского государственного университета Андрей Серебряков, тенденция к росту числа судебных процессов, связанных с интеллектуальной собственностью, действительно существует. И связана она с несколькими причинами.
Во-первых, это прогресс, достигнутый поисковыми инструментами в интернете.
"Загружается фотография, охраняемая авторским правом и просматриваются все выдачи по запросу. Дальше идет проверка – а вот на этом сайте на каком основании фотография используется? А на этом?", – описал типовую процедуру юрист.
Если правообладатель приходит к выводу, что его интеллектуальную собственность нарушили, то в адрес "пирата" направляют претензию или судебный иск.
Пандемия и связанное с ней смещение жизни в сеть, по словам Серебрякова, заметно увеличили объем торговли в интернете. А там обнаружить нарушения авторского права легче, чем когда представителям правообладателей приходится "ездить по городам и селам" и проводить контрольные закупки.
Кстати, нарушений авторского права, как подчеркивает Серебрякова, всегда было достаточно много. Однако их попросту не выявляли. И здесь, отчасти, и кроется вторая причина наметившегося "бума" дел об интеллектуальной собственности.
"Раньше правообладатели из европейской части России уделяли меньше внимания нарушению своих прав в Сибири и на Дальнем Востоке, то сейчас динамика изменилась в связи с тем, что крупные фирмы приходят в регионы. Плюс поменялись инструменты и была наработана практика. Дела об авторском праве больше не считаются слишком сложными", – считает эксперт.
То есть произошла, в общем-то, вполне закономерная эволюция. Раньше таких дел было меньше, и юристам не всегда хватало квалификации. Сейчас же они поставлены на поток, а методы борьбы с нарушением авторских прав уже хорошо отработаны.
Что же касается использования продукции организаций из недружественных стран в обход лицензии то сейчас здесь все, как ни странно, по-прежнему.
"Охрана интеллектуальных прав не прекратилась. Единственное исключение – вынужденная легализация параллельного импорта", – пояснил Серебряков.
То есть фактически для правообладателей из "недружественных стран" ничего не поменялось: они могут обращаться в российские суды, отстаивать свои права, а инстанции даже будут становиться на их сторону.
Примером тому служат перипетии вокруг франшизы "Свинка Пеппа", принадлежащей британской компании Entrtainment One. Правообладатель в феврале 2022 года обратился в суд с иском против предпринимателя из Кировской области. И в начале арбитражный суд региона отказал истцу, но затем апелляционная инстанция это решение отменила, встав на сторону англичан.
Исключением тут могут быть только случаи злоупотребления авторским правом. Например, когда иск используется для того, чтобы вывести активы с территории России в зарубежную юрисдикцию.
Дальнейшие же перспективы сферы интеллектуальной собственности выглядят, в общем-то, стабильно. Для российских правообладателей, по мнению Андрея Серебрякова, ничего не поменяется.
А вот зарубежная интеллектуальная собственность действительно будет использоваться незаконно значительно чаще. Причем, не из-за злого умысла, а из-за того, что другого пути, в общем-то, не остается.
Семь заседаний по искам британской компании Entertainment One UK к алтайским предпринимателям проходит сегодня в краевом арбитражном суде