С 1 сентября 2022 года заработала система перехода на электронные транспортные накладные (ЭТрН). Стали известны нюансы использования и преимущества в сравнении с «классическими» бумажными вариантами
Министерство транспорта РФ напоминает, что с 1 сентября 2022 года изменилась система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). По факту это говорит о начале глобального перехода на электронные документооборот в сфере автомобильных грузоперевозок. На данный момент крупные компании получили возможность оформить электронную транспортную накладную – ЭТрН. Позже откроется возможность здесь же создать сопроводительную ведомость и заказ-наряд. Довести проект до логического завершения планируют уже к 1 марта 2023 года.
Подготовка проекта и его внедрение
Согласно заявлению представителей Министерства транспорта РФ, государственная информационная система электронных перевозочных документов заработала с 1 сентября, поэтому у компаний уже есть возможность оформлять ЭТрН.
Напомним, что Минтранс проводил крупный эксперимент по использованию электронных транспортных накладных. Участие приняли крупнейшие компании-перевозчики, поэтому система считается полезной и реальной "выживаемой". Во время эксперимента стало понятно, что помимо легкости передачи, операторам удалось снизить количество времени, затрачиваемое на оформление документов и сократить расход бумажных носителей, что в итоге, также привело к экономии.
К концу прошлого года пилотный проект был свернут для глобализации системы. Теперь переход на формат электронных транспортных накладных доступен для всех компаний. В ближайшее время систему доработают дополнительно, открыв возможность заменить бумажные заказ-наряды и сопроводительные ведомости на электронные.
Нюансы перехода на электронные транспортные накладные
Здесь стоит напомнить об успешном переходе на электронные счет-фактуры, к которым представители бизнеса сначала относились со скептицизмом. Однако, переведя на "электронку" крупные компании, небольшие предприятия "подтянулись", также внедрив электронные счет-фактуры в обиход. Однако, в отличие от счетов-фактур, переход на ЭТрН имеет свои нюансы, которые необходимо учитывать:
- использование автономных носителей. Представителям бизнеса придется позаботиться об участниках транспортного электронного документооборота (сотрудниках склада, водителях), чтобы они имели доступ к автономным устройствам – планшетам, смартфонам, терминалам;
- установка дополнительного программного обеспечения. Электронные накладные оформляются в складских и специализированных программах, поэтому если такое ПО не установлено – придется задуматься о его приобретении;
- количество подписантов ограничено до трех пользователей. В отличие от электронной счет-фактуры, где получателя всего два, транспортная накладная распространяется на троих: грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.
Оформление ЭТрН с уникальным номером для отслеживания начинает грузоотправитель. После подписания она передается перевозчику. При отсутствии разногласий перевозчик принимает накладную, подписывает ее и доставляет груз. После документ передается грузополучателю, который подписывает документ при приемке груза, а водитель фиксирует доставку. Конечно, есть множество нюансов, например, замена водителя, частичная замена груза и др., но все эти этапы отработаны Минтрансом в ходе проведения эксперимента.