Городские перевозчики оценивают ситуацию как стабильную. А те представители отрасли, которым удалось попасть на выделенные полосы, и вовсе извлекли определенную выгоду
Осень традиционно считается сезоном, во время которого нагрузка на систему общественного транспорта в городе серьезно возрастает. Жители возвращаются из отпусков, школьники и студенты вновь выходят на учебу. И, как результат, растет число как личных автомобилей на дорогах, так и пассажиров в автобусах. Все это, разумеется, создает перед перевозчиками новые вызовы. Как сами представители этой сферы бизнеса оценивают осеннюю транспортную ситуацию в Барнауле в условиях закрытого на реконструкцию моста на Новом рынке – выяснял корреспондент "Толка".
Пассажиров стало меньше
Предприниматель-перевозчик Николай Усольцев рассказал, что сейчас в сфере городских и пассажирских перевозок наблюдается снижение пассажиропотока. А все из-за постоянно растущей автомобилизации населения, которое все активнее пересаживается на собственные машины, в том числе за счет автокредитования. И тенденция эта, по оценке перевозчика, сохраняется уже не первый год.
При этом коллеги Усольцева отмечают: одно из недавних нововведений в транспортной инфраструктуре Барнаула, а именно выделенные дорожные полосы для общественного транспорта, могли бы эту ситуацию серьезно изменить. Но пока еще не изменили. Как отметил в беседе с корреспондентом "Толка" перевозчик Олег Бесчастный, рядовые барнаульцы пока еще не успели оценить всю прелесть "выделенок".
По его мнению, в будущем, когда горожане поймут, сколько времени могли бы сэкономить, если воспользуются автобусом, вполне логично было бы ожидать той самой миграции пассажиров на общественный транспорт.
Кроме того, выделенные полосы в Барнауле охватывают лишь ограниченный перечень маршрутов, объезжающих участок реконструкции путепровода на проспекте Ленина. И на многих транспортных линиях они практически не отражаются.
"Я был бы очень благодарен нашей мэрии, если бы появились полосы и для других маршрутов", – отметил Николай Усольцев.
Так что спрос на "выделенки" явно есть. Тем более что даже те перевозчики, которые с ними пока не познакомились, отмечают, что их коллеги о нововведении отзываются более чем положительно. Перевозчики отмечают: пробки перестали быть серьезной проблемой, а транспорт начал ходить без отставания от запланированного графика. Что опять же не может не радовать.
О том, что теперь отклонений от расписания стало значительно меньше, говорит и Олег Бесчастный. Его автобусы ходят на одних из самых популярных маршрутах, которые проходят через реконструируемый путепровод на Новом рынке (а вернее, в обход него). Это, например, маршруты №75 и 58. Причем второй пользуется большой популярностью, так как соединяет с "верхней" частью Ленинского проспекта Павловский тракт.
В мэрии Барнаула, кстати, уже сообщали, что выделенные полосы на проблемных дорогах могут остаться и после реконструкции путепровода на Новом рынке. Сейчас они созданы на проспектах Ленина, Калинина и Строителей, а также на улице Аносова. А вот о том, что они могут появиться и на других улицах, пока информации не было.
Усольцев считает, что какие-то другие улучшения или инновации для транспортной системы Барнаула придумать сложно. Качество дорог в краевом центре более чем устраивает предпринимателя, особенно по сравнению с другими городами. Пассажиры, в особенности на пригородных маршрутах, также всем вполне довольны.
Все по-прежнему
Чтобы переманить горожан с личного на общественный транспорт, нужно не так уж много. Олег Бесчастный считает, что здесь в первую очередь следует увеличить контроль за тем, чтобы водители на легковых автомобилях не выезжали на "выделенки". В том числе с помощью камер, которые в конце сентября – начале октября начнут "ловить" нарушителей. Тогда, по его мнению, автобусные полосы "расцветут" и будут работать в полную силу.
Его коллега Антон Еньшин в интервью "Толку" описывал примерно схожую ситуацию. Колебания пассажиропотока в 2021 году абсолютно стандартные для этой сферы. И от аналогичных процессов годами ранее никак не отличаются. Причем Еньшину и правда есть с чем сравнивать: он на рынке пассажирских перевозок уже более 20 лет.
"Никаких всплесков или падений пассажиропотока наше предприятия не заметило", – подчеркивал ранее Еньшин.
Реакция на сезонное увеличение пассажиров также остается традиционной: на маршрутах увеличивают число автобусов. Можно сказать, автопарк точно также как и пассажиры просто выходит с каникул и из отпусков.
Зима, холода...
От гаданий о том, что может ждать транспортную ситуацию в ближайшем будущем, перевозчики пока предпочитают воздерживаться. Однако похоже, что каким-либо образом удивить перевозчиков ни осеннее похолодание, ни грядущая зима не смогут. Сбоев или проблем в транспортной отрасли ее представители в ближайшее время не прогнозируют.
"Разве у нас холода первый раз в жизни начнутся? Холода наступают каждый год", – отметил Антон Еньшин.
По словам Николая Усольцева, подготовка к переменам погоды на его предприятии идет полным ходов. Транспорт там утепляют, обновляют печки в салонах.
И в целом картина работы у перевозчиков складывается достаточно будничная. Похоже, реконструкция моста, которая вызывала у некоторых барнаульцев сугубо скептическую реакцию, оказалось достаточно будничным процессом. И транспортная система города с ним в целом справляется.
Мост длинною в год
Напомним, реконструкция путепровода на проспекте Ленина официально стартовала 21 мая. Именно тогда здесь было полностью перекрыто движение транспорта.
В период подготовительного этапа были созданы два разворотных трамвайных кольца.
Первое расположилось около торгового центра "Пионер". Его возводили с использованием 19 тонн рельсов, 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал, 200 метров контактного провода и порядка 500 метров несущего троса.
Второе – около остановки "Дом быта". На его строительство выделили 1,2 млн рублей. Длина рельсов этого объекта составила 191 метр, а контактной сети – 230 метров. Также для строительства кольца использовали 230 тонн щебня.
Работой над созданием обоих колец занималось муниципальное предприятие "Горэлектротранс". Троллейбусы, которые, так же как и трамваи, относятся к этой организации, теперь разворачиваются в районе все того же Дома быта.
Также помимо решения "трамвайно-троллейбусной" задачи перед началом работ непосредственно на мосту его очистили от различных коммуникаций. Оттуда вынесли электрические провода, контактные линии все того же электротранспорта, а также трубы водоснабжения. Однако куда более масштабными были работы по реконструкции теплосети, расположенной на путепроводе.
Вдоль моста на Новом рынке проходили две тепломагистрали – М-21 и М-22. Они снабжали теплом от ТЭЦ-2 жителей городского центра. Также здесь находился отрезок квартальной сети около дома по адресу проспект Ленина, 104. В общей сложности здесь отремонтировали 590 метров трубопроводов, из которых 257 метров оборудуют специальными футлярами. Это связано с тем, что коммуникации пересекают железную дорогу.
В грядущем отопительном сезоне 35 тысяч барнаульцев будут получать тепло уже по обновленным тепловым магистралям. Все реконструкционные работы завершили к началу отопительного сезона.
Что же касается самого путепровода, то от старого сооружения уже практически ничего не осталось. Его разобрали, причем демонтажные работы подрядчик – барнаульское Дорожно-строительное управление №4 – проводит в ночное время. Это опять же связано с тем, что объект "нависал" над железнодорожными путями, а потому разбирать его (а также строить новый путепровод) можно лишь в специальные технологические окна, которые подрядчик согласовывал с РЖД.
Первые работы по созданию новой городской "артерии" также уже идут полным ходом. Вся реконструкция путепровода завершится в ноябре 2023 года. Новый объект будет значительно шире старого и позволит серьезно улучшить транспортную ситуацию в Барнауле, ликвидировав существовавшее на проспекте Ленина "узкое горлышко". Кроме того, он рассчитан на нагрузку в 100 тонн и прослужит не менее 50 лет.