Маршрут №40 для жителей пригородного микрорайона стал настоящим проклятьем, а для водителей единственного автобуса – наказанием
Жители барнаульского Затона каждый день вынуждены бороться за право доехать в центр города. Единственный маршрут, соединяющий Затон с краевой столицей, обслуживает только один автобус. Его водители хамят пассажирам, курят в салоне и не соблюдают расписание. И без того большие страсти на фоне грядущего роста цен на проезд стали разгораться еще сильнее. Кто подливает масла в огонь и как вывести людей и "тупиковый" маршрут из безвыходной ситуации? Об этом "Толку" рассказали обе стороны конфликта.
Транспортные "ужасы" небольшого поселка
В редакцию "Толка" обратился житель Затона Валерий. Он рассказал, что транспортная проблема в поселке превратилась в катастрофу. Людям становится все сложнее добираться до Барнаула. Из-за перебоев в работе единственного автобуса сложно вовремя уехать утром и почти невозможно вернуться домой вечером.
"Мало того что единственный автобус ездит как попало, так он еще и пропускает рейсы. Как и у любого маршрута, у него есть утвержденное расписание, которому водители должны следовать, но оно не соблюдается", – рассказал собеседник.
Тем, кому не повезло попасть на автобус, все чаще приходится пользоваться такси, что больно бьет по карману. Вдобавок далеко не все таксисты и не всегда готовы ехать в "эту глухомань".
"В вечернее время можно вообще машину не ждать. Таксисты редко берут такие заказы. Бывают моменты: вызываешь-вызываешь машину, а она приезжает только за какие-то космические деньги либо не приезжает вообще. Хотя, казалось бы, Центральный район города, до центра условно рукой подать", – сетует Валерий.
Выкручиваются люди по-разному. Например, напрашиваются к кому-нибудь из соседей с машиной. А иногда пешком или на попутках добираются до Правобережного тракта, чтобы сесть на один из рейсовых маршрутов.
От себя добавим, что обслуживающие общественный транспорт (с системой ГЛОНАСС) сервисы действительно фиксируют на 40-м маршруте только один автобус. В день написания данного материала мы несколько часов наблюдали за его передвижением. За это время водитель весьма условно соблюдал расписание.
Нечеловеческое отношение
Согласно утвержденному расписанию, последний автобус должен выезжать с площади Спартака в Затон не раньше 22.15, а уезжать отсюда в 22.40. На деле же все совершенно иначе.
"Последний автобус приходит в 19.45. А ведь кто-то работает до восьми-девяти часов. Им как попадать домой? А еще у водителей явно какие-то проблемы с нервами. Недавно увидел, как они орут на ребятишек, грубят взрослым, курят в салоне, разговаривают по телефону за рулем. Я был неприятно удивлен. Давно не ездил в общественном транспорте, а тут отдал машину в ремонт и испытал все это на себе. Было и такое: отъезжает водитель от конечной остановки в Затоне. А следом бежит опоздавший человек и рукой машет. Водитель его прекрасно видит, но не останавливается. Какое-то не человеческое отношение…" – отмечает житель Затона.
По его словам, интервалы между автобусами порой растягиваются до часа. Все это время опоздавший человек вместе с другими местными покорно ждет водителя на остановке. И так в любую погоду.
Избалованные водители
Маршрут №40 обслуживает транспортная компания "Олир-Авто" предпринимателя Олега Бесчастного. Перевозчик сообщил "Толку", что на сегодняшний день на маршруте работает два автобуса. Более того, им зарезервированы еще пять единиц подвижного состава.
"Сейчас только под 40-й маршрут у меня стоят три "ПАЗа" и две "Газели". Проблем с автобусами нет. Они есть с водителями. Из-за убыточности на этот маршрут никто не идет работать. В итоге из шести человек в штате только двое. Иногда приходится снимать людей с других маршрутов и силком заставлять. А ведь каждый из них может потом из-за этого уволиться. Водители сейчас такие избалованные, что мама не горюй", – рассказал "Толку" Олег Бесчастный.
Он добавил, что маршрут "тупиковый", по сути, обслуживает только Затон, поэтому заработать на нем хоть что-то проблематично. Тем не менее перевозчик направление не бросает и готов его развивать.
Однако без изменения транспортной схемы (продлить его на территории города или других поселков), системы оплаты (ввести пригородные тарифы) или дотационной поддержки улучшить ситуацию вряд ли получится. А пока Бесчастный намерен и дальше обслуживать убыточный маршрут, понимая, что "это пока единственный для людей вариант".
"Машина, отработав целый день, приносит одну тысячу с небольшим рублей. И это большая проблема всех поселковых маршрутов. Утром людей увезли, вечером привезли, остальное время автобус ходит порожняком и ничего не зарабатывает на тех двух-трех пассажирах (и это в лучшем случае), которые приходятся на один рейс. Днем водитель просто работает в убыток, искатывая ГСМ. Вот поэтому никто не хочет там работать", – рассказал предприниматель.
Суровое наказание
"Тупиковость" маршрута стала для него настоящим проклятьем, уверен перевозчик. Работа на нем для водителей компании сродни самому строгому и жестокому наказанию. Олег Бесчастный честно признался, что с 40-м маршрутом приходится идти не только на уговоры. Некоторых водителей "садят" на него в наказание за проступки – дебоши, злоупотребление алкоголем и т.д. Но даже таких водил уже не хватает. А те, что есть, позволяют себе срываться на пассажирах.
С сигаретами ситуация иная, убежден предприниматель.
"Насчет курения я человек жестокий. После того как из-за этого сгорела машина и едва не пострадали люди, я настрого запретил курить в автобусах и строго наказываю нарушителей, вплоть до увольнения", – объяснил собеседник.
Он подчеркнул, что пока значительно изменить ситуацию с маршрутом №40 вряд ли получится. Но выход есть. Для этого нужно как минимум продлить маршрут по городу.
Однако самым действенным вариантом, по мнению предпринимателя, будет передача маршрута муниципальному транспортному предприятию, о котором не раз говорили городские власти.