Стройка года через две недели отметит своей первый юбилей. За прошедшие месяцы сделан колоссальный пласт работы, но мостостроители не спешат расслабляться, им предстоит еще навести мосты
Мостостроители завершают обустройство опор и уже приступили к монтажу пролета малого путепровода. На очереди – большая работа по сборке и установке металлических конструкций большой части будущего моста. Они приехали еще зимой и ждут своего часа. Тем временем подрядчик уже готовится к устройству дорожного покрытия, укладке рельсов, установке перильных ограждений и прочих "комплектующих". С такими позитивными итогами мостостроители завершили 11-й месяц работы на важном для Барнаула инфраструктурном объекте. Подробнее об этом читайте в материале "Толка".
Работы в графике
Сегодня силы мостостроителей Барнаульского ДСУ-4 брошены на опоры и первый пролет будущего сооружения. На предприятии "Толку" рассказали, что до конца апреля или к началу мая построят малый путепровод – от Дома быта до улицы Кулагина. Но пока это будет только черновой вариант, который впоследствии полноценно обустроят.
Весной строители готовили для него опоры. Последним этапом стало устройство блоков подферменников на второй опоре (на нее будут опираться балки пролета) и устройство опалубки боковых откосных крыльев подпорной стенки.
Параллельно продолжаются работы и на большом путепроводе. Здесь полным ходом идет обустройство опалубки ригелей первой и второй опор, продолжается подготовка ростверка третьей, а на четвертой почти готова подпорная стенка.
"Работы ведутся согласно графику. Сейчас в планах закончить с опорами для малого путепровода и начать на этой неделе монтаж пролетного строения. Напомню, здесь будет всего один пролет, состоящий из 25 железобетонных балок. Если все будет идти по плану, то в день рабочие будут монтировать в среднем по семь-восемь балок. Так что закончить планируем уже в начале мая", – рассказал замдиректора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ-4 Денис Попрядухин.
Московский подрядчик
Металлические конструкции большого (трехпролетного) путепровода мостостроители начнут собирать в начале мая. После того как подготовят строения №1 и 2 они приступят к их монтажу. Как отмечают в ДСУ-4, в планах закончить эти работы на излете весны и перейти на третий пролет, который расположен над железной дорогой.
На этом сложном участке построят временный металлический стапель (временный мост), на котором пройдет укрупненная сборка балок пролетного строения и их надвижка.
Монтировать большую часть протяженного путепровода будут специалисты Барнаульского ДСУ-4, а вот надвижкой пролета №3 займутся москвичи – компания "Стальконтроль". По словам Дениса Попрядухина, у предприятия большой опыт в проведении подобных манипуляций.
Весенний флешбэк
Глядя на разительные перемены на стройплощадке, даже не верится, что когда-то здесь стоял старый аварийный мост. Пока о нем напоминает еще не демонтированная опора в междупутье железной дороги, но скоро и ее не станет. Мостостроители планируют снести ее во время одного из технологических окон.
Отметим, что строительство у Нового рынка идет с весны прошлого года. Все началось с блоков на проспекте Ленина, когда 10 мая рабочие перекрыли четную сторону главной улицы города в районе ТЦ "Пионер".
Сразу же после этого "Горэлектротранс" приступил к строительству разворотных трамвайных колец – со стороны Нового рынка и Дома быта.
А 21 мая почти полукилометровый отрезок проспекта Ленина полностью закрыли для движения. В городе полноценно заработали продуманные еще до закрытия объездные пути. В частности, изменились маршруты общественного транспорта, двигавшегося ранее по мосту.
Вот уже 11 месяцев автобусы и маршрутки объезжают стройку по проспекту Калинина. В отличие от автомобилистов, они могут ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Их ввели незадолго до закрытия моста, чтобы обеспечить бесперебойную работу автобусов и не только. Такие выделенки сделали и для трамваев на участках улиц Советской Армии и Челюскинцев.
Как появилась стройплощадка
Но вернемся на мост. После перекрытия движения, его огородили, а рядом с ним обустроили строительный городок. Дольше всех к новой реальности привыкали пешеходы. Несмотря на то что для них был обустроен удобный обход, горожан все равно тянуло на привычные маршруты, которые оказались на территории стройки.
Сегодня барнаульцы уже не пытаются проскользнуть на стройку и лишь иногда заглядывают за ограждения, чтобы посмотреть, на каком этапе идет строительство. Многих до сих пор волнует, почему объект не построят раньше заявленных сроков. Такие комментарии к постам об этапах возведения путепровода иногда можно встретить в соцсетях.
Замдиректора Барнаульского ДСУ №4 Денис Попрядухин ранее объяснял, что быстро построить подобное сооружение в сибирских условиях нереально из-за технологических особенностей таких проектов.
"Нормативный срок строительства этого сооружения – 24 месяца. Он определяется проектировщиками, которые учитывают весь спектр факторов, куда входят поправки на климат и многое другое. Однако заказчик в лице горадминистрации, понимая всю важность скорейшей сдачи объекта, решил не растягивать реализацию проекта на два года. Мы пошли навстречу и делаем все для того, чтобы уложиться в полтора или даже чуть меньше", – заключил эксперт.
Свайные поля и укрепленные грунты
В первую очередь нормативные сроки связаны с технологическими процессами. Например, для возведения опор под будущим мостом понадобилось укрепить грунты. Об этом стало известно в разгар подготовительных работ, после проведения дополнительных проектных изысканий.
В частности, слабой оказалась почва под будущими опорами для большого трехпролетного (бывший когда-то восьмипролетным) путепровода. Он должен протянутся над четырьмя опорами. Три из них "поставили" на буронабивные сваи, одну – на мелкозаглубленный фундамент.
Задача оказалась не из легких, но вполне решаемой. Мостостроители разработали специальный проект и привлекли субподрядчика, работающего в области буровых работ – новосибирскую компанию "Райдекс". С помощью современной технологии Jet grouting (струйная цементация) специалисты предприятия буквально заново создали грунт, который стал намного более прочным.
Для этого в буронабивных сваях проложили трубки диаметром 159 см. По ним под высоким давлением внутрь конструкций закачали цементно-водяную смесь. Как рассказал "Толку" замначальника участка компании "Райдекс" Артем Кучеров, таким образом размыли слабый грунт и смешали его с раствором.
В результате для четырех опор сформировали 308 грунтоцементных свай. На один погонный метр каждой использовали около 400 кг цемента.
Первый мост
Сейчас земляные работы остались позади. Грунт укреплен, а буронабивные сваи образовали широкие поля, на которых "выросли" опоры. На две из них укладывают железобетонные балки первого пролетного строения будущего моста на проспекте Ленина.
Всего их будет 25. Подрядчик уверен, что в среднем, каждый день рабочие смогут укладывать по семь-восемь балок. А это значит, что скоро барнаульцы увидят первый мост – малый путепровод, который станет большим шагом к масштабному дорожному объекту. Открыть его для движения планируют в конце ноября этого года.
Условные этапы реконструкции:
1-й этап – полный демонтаж существующей конструкции.
2-й этап – монтаж пролетного строения малого путепровода, монтаж и надвижка металлических пролетов протяженной части путепровода.
3-й этап – после завершения строительных работ начнется обустройство дорожной "одежды", восстановление трамвайных путей, установка нового электроосвещения, барьерного и перильного ограждения.
4-й этап – нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков.