Проект комплексных мер по укреплению почти 2 км разрушающихся берегов курортного озера Большое Яровое готов и даже прошел госэкспертизу, но перед запуском он потребовал корректировки
Администрация города Яровое ищет подрядчика, который сможет внести изменения в проект инженерной защиты берега курортного озера, который разрушается от негативного воздействия волн. Соответствующий аукцион на этой неделе стартовал на сайте ЕИС "Закупки". Между тем, сам проект уже давно готов и прошел госэкспертизу. "Толк" узнал, зачем его хотят отправить на доработку и когда наконец-то начнется спасение береговой линии от обрушения.
Разрушительные волны
Берег озера Большое Яровое размывает на протяжении нескольких лет. Волны алтайского "моря" ежегодно грозят обрушить его со стороны в юго-восточной части города.
Из пояснительной записки к подготовленному проекту межевания территории для последующих работ по берегоукреплению следует, что с 1967 года общая глубина размыва достигла порядка 50 метров. Интенсивность размыва составляет от полуметра до 70 сантиметров. В зоне размыва оказались: жилая застройка района "Учхоз", краевой лечебно-реабилитационный центр, гаражный кооператив "Южный" и т.д.
Пострадать могут не только людские постройки, но и сам водоем. На юго-восточном побережье размещены три карта золошлакоудаления для местной ТЭЦ города Ярового. Здесь хранится около 1,5 млн кубометров золы. Вода все ближе подступает к хранилищу.
"Процесс разрушения берега в черте города ведет к резкому увеличению объемов неконтролируемого поступления в береговую зону озера различного рода загрязнителей – промышленного и бытового мусора, стоков, что негативно сказывается на состоянии экосистемы озера" – сказано в документе.
Спасительная дамба
Пока от угрозы спасает ограждающая дамба протяженностью 585 метров. Однако, по данным министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, "в результате постоянного волнового воздействия и подъема уровня" вода вплотную приблизилась к ограждающему сооружению. Поэтому вопрос берегоукрепления и строительства инженерных сооружений все еще стоит остро, заметили в администрации курортного города.
Кстати, несколько лет назад были приняты меры по предотвращению разрушения заграждающей дамбы. В 2019 году установили 150 метров железобетонных конструкций.
Для предотвращения вероятных проблем карты №1 и 2 законсервировали, отметили в минприроды. В 2020 году прочистили карт №3, что увеличило срок его эксплуатации на 4-5 лет. По данным министерства, на работы тогда потратили почти 10,5 млн рублей.
"Этих мер оказалось недостаточно, так как при сезонных колебаниях уровня в озере размыв береговой полосы продолжается", – сказано на официальном сайте министерства.
Московский подрядчик
В 2021 году губернатор края Виктор Томенко обсудил острый вопрос с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным во время визита главы правительства в регион. После встречи зампред правительства Алтайского края Игорь Степаненко сообщил, что поручения в этой части даны, а "работы по Яровому будут выполнены".
Первым шагом стала разработка проектно-сметной документации (ПСД) для осуществления инженерной защиты береговой полосы озера от негативного воздействия вод в пределах города.
Тендер на проектирование выиграла московская компания "Экотектор". В круг профессиональных компетенций организации помимо строительных работ на тот момент входили научно-исследовательская и геодезическая деятельность. Контракт был заключен в марте 2021 года на сумму в 5,3 млн рублей. По данным минприроды, 95% от этой суммы выделил край, 5% – софинансирование от муниципалитета.
Москвичи должны были проработать меры по укреплению береговой линии, общей протяженностью 1,9 км.
Специалисты "Экотектора" закончили проектирование в 2022-м, после чего пакет ПСД отправили на госэкспертизу. Как сообщили "Толку" в отделе по строительству, архитектуре и охране окружающей среды Ярового, документы успешно прошли федеральную экспертную оценку. Однако о проведении берегоукрепительных работ говорить еще рано.
Корректировка документов и берега
Из-за специфики финансирования, проект потребовал доработки. Заказчик принял решение разделить его на два мероприятия (по берегоукреплению и волногашению) и выделить их в отдельные этапы, сообщили в администрации Ярового. Для этого и потребовалось коррекция уже готовой проектно-сметной документации.
Сбор заявок от компаний-претендентов продлится до 13 июня, после чего будет определен подрядчик. Начальная стоимость госконтракта составляет более 1,5 млн рублей. Деньги выплатят из средств краевого и местного бюджетов. Работы должны быть выполнены до конца сентября этого года.
О работах по спасению берега озера Большое Яровое от разрушения можно будет говорить только после госэкспертизы откорректированного проекта, отметили в администрации курортного города.
Пока известно о том, что на эти работы предварительно планируется потратить 178 млн рублей из краевого бюджета, о чем ранее также говорили в минприроды края. В любом случае, если они и начнутся, то не раньше следующего года.