"Толк" запускает цикл интервью с замглавы администрации Барнаула по дорожному хозяйству и транспорту Антоном Шеломенцевым, посвященных ключевым вопросам формирования инфраструктуры города
Дороги Барнаула за последние девять лет изменились качественно и количественно. Инфраструктурная сеть развивается и прирастает новыми благоустроенными объектами, что положительно влияет на качество жизни простых горожан. И сегодня это замечают не только рядовые автовладельцы, но и водители автобусов. Какая работа была проделана для достижения прорывных результатов, мы поговорили с вице-мэром Антоном Шеломенцевым.
Порванный асфальт и смена подходов
– Антон Андреевич, расскажите, какая работа была проведена для приведения в порядок такой протяженной сети, как барнаульская?
– Действительно, в части восстановления и обновления дорожной сети города пройден большой путь и сегодня мы можем отметить положительные изменения. Хорошим стартом в этом вопросе стало участие региона и города в госпрограмме "Безопасные качественные дороги".
В 2014 году ситуация с качеством дорог в Барнауле была очень сложной. Среди прочих факторов сработал природный – зимой были зафиксированы резкие перепады температур. Образовавшаяся наледь буквально рвала на части асфальт. Тогда пострадало покрытие на протяженных участках. Достаточно вспомнить одну из самых убитых на тот момент дорог – проспект Калинина. Фуры и легковые автомобили с пробитыми колесами, стоящие на обочине, тогда были довольно частым явлением.
Все понимали, что без кардинальных мер ситуация будет только ухудшаться. И для начала оптимизировали работу ведомств. В частности, реорганизовали многие из них, учредив МБУ "Автодорстрой", в которое вошли шесть муниципальных унитарных предприятий города. Преобразования прошли в 2015-м и впоследствии дали хороший эффект. В том же году на ремонт дорог Барнаула выделили внушительное финансирование из краевого бюджета. На эти деньги отремонтировали проспект Калинина. Дальше – больше.
– Что изменилось с запуском нацпроекта "Безопасные качественные дороги" ("БКД") в 2017 году?
– Началась планомерная работа с применением федеральных, краевых и городских средств. И дорожники хорошо к ней подготовились. В первую очередь специалисты проанализировали состояние улично-дорожной сети города. Исходя из правил участия в проекте, в список на капитальный ремонт вошло 652 км опорной сети из порядка 1350 км. Остальные участки – это поселковые зоны и частный сектор.
Наша задача состояла в том, чтобы к 2024 году нормативность автомобильных дорог, включенных в национальный проект, увеличилась с 37,3% до 85%. И мы к ней планомерно идем. К концу текущего года мы выполним план в 82,7%. Получается, что в следующем нам останется только завершить начатое. При этом ежегодно финансирование в рамках "БКД" только увеличивается, в чем сыграла большую роль поддержка правительства Алтайского края и губернатора Виктора Томенко. Без помощи региональных властей нам бы вряд ли удалось добиться таких внушительных результатов.
Движение только вперед
– А что стоит за показателем 85%?
– Более 190 сделанных дорог: отремонтированных, построенных, реконструированных. Помимо "БКД", в Барнауле реализуется много других проектов с привлечением федеральных и краевых средств. Есть и городские программы. Самая востребованная и актуальная для населения – ремонт дорог сельских, поселковых территорий и частного сектора. Ранее на это из городского бюджета ежегодно выделялось 30 млн рублей, в последние два года – по 50 млн рублей и только за этот период отремонтировали 47 таких дорожных участков. В целом программа действует с 2011 года и за десять лет отремонтировано 278 сельских дорог и частного сектора. Особенность программы заключается в том, что список объектов формируется через администрации районов с опорой на результаты коллективных заявочных кампаний от граждан. Не менее востребована и программа местных инициатив.
– Что планируется в следующем году?
– Объем дорожных работ на следующий год не менее внушительный, чем в этом. В частности благодаря поддержке краевого бюджета и взятыми Правительством на себя обязательствами запланировано строительство еще нескольких новых дорог. Это улица 280-летия Барнаула (от улицы 65 лет Победы до улицы Попова), Сергея Семенова (от улицы Солнечной Поляны до улицы Попова). Продолжится строительство дороги по лице 65 лет Победы (от улицы Сергея Семенова до Павловского тракта), которую мы начнем строить в этом году. Также в планах – реконструкция моста через реку Барнаулка по проезду Ташкентскому.
Ливневка против большого потопа
– Этот год запомнится не только ремонтом и строительством дорог, но и появлением ливневых коммуникаций в одной из самых затапливаемых зон – в районе пересечения улицы Попова и Павловского тракта. Несмотря на сильный ливень, большого потопа здесь не было. Неужели ливневка сработала?
– Коммуникации точно улучшили ситуацию, но нужно время, чтобы оценить насколько. На самом деле критически подтопляемых территорий в городе не так много. Существующая сеть ливневой канализации работает в целом неплохо, но порой не справляется после залповых дождей.
В этом году сильнее всего пострадал участок, где улица Малахова проходит под Павловским трактом. Здесь еще не завершился капитальный ремонт дороги: рабочие успели вывести люки ливнеприемников под уровень верхнего слоя асфальтового покрытия, который на тот момент еще не был уложен. Думаю, после завершения объекта проблем с подтоплением не будет. Тем более что сеть ливневок в прошлом году прочистили и она стала лучше работать на прием.
Что касается улицы Попова в районе пересечения с Павловским трактом, то здесь подтопление все же было, но минимальное. После залпового дождя полноценно работала как минимум одна полоса. Все благодаря дополнительному водоотведению.
Отмечу, что проблема возникла из-за высокой селитебности района – здесь в короткие сроки выросли несколько кварталов новостроек. Сточным водам некуда уходить, поэтому они стекают вниз на улицу Попова.
Дополнительные меры были просто необходимы. И мы продолжим работу в данном направлении. Объявлен аукцион на поиск подрядчика для проектирования участка ливневой канализации от улицы Солнечная Поляна до улицы Попова вдоль Павловского тракта. Этот коллектор будет собирать воду, стекающую с территории кварталов новостроек. Так что на улицу Попова будет приходить меньше сточных вод. Строительство коммуникаций обойдется в 200 млн рублей. В настоящее время идет поиск источника финансирования.
Кроме этого, был отработан новый механизм финансирования – бюджетный инфраструктурный кредит. Благодаря ему стало возможным масштабное строительство путепровода на проспекте Ленина. В следующем году этот же механизм будет использован для строительства новой дороги на улице Сергея Семенова (более подробно об этом "Толк" писал ранее).
Продолжение, где будет рассказано о других важных направлениях работы администрации Барнаула читайте на "Толке" в ближайшее время.