Ситуация примечательна тем, что жилье приобреталось семьей по военной ипотеке, оформленной в теперь уже далеком 2010 году
Военный врач из Алейска Татьяна Добрынина вместо спокойного несения службы и воспитания 17-летней дочери-инвалида вынуждена находить время и силы на судебные заседания. Чуть больше месяца назад объявился ее бывший супруг, который заявил права на половину стоимости квартиры, доставшейся женщине по военной ипотеке.
"Подарок" к Новому году
Татьяна Добрынина рассказала, что замуж за теперь уже бывшего супруга она вышла в августе 2005 года. Официально они разошлись в феврале 2013 года, а военную ипотеку оформляли в июле 2010 года.
Тогда они смогли приобрести в Барнауле двухкомнатную квартиру от застройщика. Ее площадь составила 72 кв. метра.
"Жилье по военной ипотеке для своих военнослужащих приобретает Министерство обороны России. Ни я, ни тем более бывший муж финансово в этом никак не участвовали. В дальнейшем я понесла затраты на ремонт", – пояснила "Толку" жительница Алейска.
По словам Добрыниной, в своем исковом заявлении ее бывший муж указал, что сейчас рыночная стоимость приобретенной по военной ипотеке квартиры составляет 8,4 млн рублей, а он претендует на половину этой суммы. Об этом они с дочерью узнали за несколько дней до Нового года.
Женщина уверена, что бывший супруг сделал это в отместку за то, что она подала заявление на алименты. С ее слов, отец не участвовал в жизни дочери.
"Толк" попытался связаться с бывшим мужем Добрыниной, чтобы услышать его позицию по поводу сложившейся ситуации, однако мужчина на звонки не ответил.
Сработает ли срок исковой давности
Интересы Татьяны Добрыниной представляет юрист Юрий Котло. По его словам, имущество, приобретенное по военной ипотеке, подлежит разделу до ее погашения. Ранее Верховный суд вынес решение, которое стало ориентиром для разрешения аналогичных споров.
"Если ипотека была погашена после прекращения брачных отношений, а сторона претендует на одну вторую совместного имущества, возможно два варианта разрешения спора. В одних случаях суды уменьшают долю с учетом того, сколько конкретно времени провели люди в браке на период ипотеки", – пояснил Котло "Толку".
Он же добавил, что в других ситуациях суды производят раздел имущества по одной второй, но в дальнейшем военнослужащий имеет право подать иск о взыскании компенсации со второй стороны, поскольку большая часть имущества была выкуплена за периодом брака, то есть за личные средства.
По словам Котло, "Росвоенипотека" также имеет право обратиться в суд с отдельным иском и взыскать возникшие убытки с бывшего супруга военнослужащего.
Юрист подчеркнул, что в случае с Добрыниными в момент ипотеки они провели в браке примерно 2,5 года:
"Какую долю они выкупили за это время, та доля и должна делиться пополам. Либо за нее взыскивается компенсация. Но не стоит забывать и о сроке исковой давности, который составляет три года, но исчисляется не с момента расторжения брака, а с момента фактического прекращения брачных отношений".
Татьяна Добрынина настаивает на том, что они юридически расторгли брак в 2013 году. Котло подчеркнул, что, если ей удастся подтвердить эти данные в суде, ее бывший муж не сможет претендовать на раздел имущества именно в силу истечения сроков исковой давности.