Наталья Чемоданова до последнего не покидала свою квартиру на ул. Малахова, 37, но в итоге съехала в комнату маневренного фонда
Бывшая жительница аварийной и уже снесенной барнаульской двухэтажки на ул. Малахова, 37 Наталья Чемоданова пытается в судах отстоять свое право на получение альтернативного жилья. Еще прошлой осенью женщина выходила на одиночный пикет, а также пыталась посвятить в свою проблему президента Владимира Путина, но пока своего не добилась.
"Оставались в доме последними"
Однокомнатную квартиру площадью 29,4 кв. метра на ул. Малахова, 37 Наталья Чемоданова покупала в ипотеку еще в 2011 году. В ней она проживала с мужем и сыном.
Обветшавшую двухэтажку 1959 года постройки признали аварийной и подлежащей сносу в декабре 2016 года, на тот момент Чемодановы продолжали выплачивать ипотеку, а полностью рассчитались с долгом в 2021 году.
В последние годы состояние дома только ухудшалось. Фактически управляющая компания им не занималась. Постепенно жильцов начали расселять.
Со слов Чемодановой, многие соседи согласились на денежные компенсации, но на полученные деньги равноценное жилье приобрести было нереально. Кто-то вместо трехкомнатной квартиры смог купить только однокомнатную.
Конкретно Чемодановым городской комитет ЖКХ предложил выкупную стоимость в размере 2,4 млн рублей. Еще при покупке квартиры половину доли женщина оформила на своего сына.
Когда встал вопрос о выселении, молодой человек подписал документы, забрал 1,2 млн рублей и съехал.
Наталья Чемоданова с размером компенсации не согласилась. Женщина сразу настаивала на предоставлении альтернативного жилья, за что бьется до сих пор.
"Мы последние оставались в доме. В итоге 8 ноября прошлого года в 6.30 нам начали взламывать двери. Нас выселяли буквально силой", – утверждает собеседница.
Пока они с мужем живут в небольшой комнате площадью 18,1 кв. метров. Одну из стен почти полностью занимают неразобранные коробки с вещами.
От одиночного пикета до поездки в Москву
Еще до сноса аварийного дома Наталья Чемоданова выходила с плакатом к администрации Барнаула, а после поехала в Москву, чтобы лично передать свое обращение в аппарат президента:
"Я обратно не успела вернуться, звонит почтальон: "Тебе президентское письмо пришло". В нем мне снова посоветовали обращаться к местным властям".
По словам Чемодановой, уже после этого она попала на прием к помощнику губернатора, где ей разъяснили, что ее дом попадает под краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019–2025 годы, а это значит, что она вправе претендовать на альтернативное жилье.
С тех пор Чемоданова начала судиться за свои права с городским комитетом ЖКХ. В Октябрьский районный суд поступили встречные иски.
В итоге решением от 5 апреля 2023 года суд постановил изъять у Чемодановых квартиру путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемую недвижимость 2 млн 401 тыс. 358 рублей. Каждый из собственников должен был получить деньги в равных долях.
Горожанку такое развитие событий не устроило, она подала на апелляцию. Алтайский краевой суд, а затем и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове оставили решение в силе. Уже после этого Чемоданова вновь обратилась в Октябрьский районный суд с заявлением о пересмотре его же решения, но 10 января текущего года получила отказ в удовлетворении этого заявления.
Теперь жительница Барнаула планирует отстаивать свои права в Верховном и Конституционном судах.