Постановление правительства понудит муниципалов быстрее готовиться к аукционам по поиску инвесторов для реновации "депрессивных" городских локаций
С 1 января 2024 года Алтайский край может расселять аварийные дома, признанные таковыми после 2017 и до 2022 года, только на участках так называемого комплексного развития территории (КРТ). Но объем финансирования на эти цели из госбюджета пока не определен. Да и из всего обилия потенциальных участков в Барнауле почти готов только один – на Потоке. Этого мало, считают строители и просят добавить как минимум Обской бульвар.
Что за закон
Комплексное развитие территории Градостроительный кодекс предусматривает для застройки свободных участков или смены ветхого жилья на новое. Сети, дома, социальные объекты и дороги должны строиться здесь одновременно. Участки с ветхими зданиями формирует в большие территории и продает с аукциона правительство региона и/или муниципалитет. А основную работу берет на себя девелопер, выиграв аукцион на КРТ.
Часть регионов уже начали реализовывать такие проекты: менять ветхие дома на новую застройку. В 2024 году этот процесс ускорится благодаря тому, что с 1 января действуют новые правила расселения аварийного жилья, определенные Правительством РФ.
Теперь 90% госфинансирования из Фонда развития территории предусмотрено для расселения домов, признанных аварийными после 2017 года, которые размещены на месте КРТ. Еще 10% направят на расселение жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Программа КРТ хороша тем, что объединяет федеральный, региональный бюджеты, а также инвестиции застройщиков. Она может обеспечить снос не только аварийного жилья, но и ветхого. В последнем случае степень износа определяется региональный норматив, пишет ТАСС. Но при этом учитывается согласие собственников. Если 1/3 против, жильцы могут вывести свой дом из программы КРТ. При этом финансирует этот процесс уже застройщик.
Где строить будут
Территории для комплексного развития определяются документами градостроительного зонирования – Правилами землепользования и застройки. В действующей версии Барнаула их несколько.
- Кварталы в границах пер. Ядринцева, улиц Партизанской, Челюскинцев и пр. Строителей. Здесь уже возводятся многоэтажки на месте ветхих частных домов.
- Участок на углу ул. Малахова и Советской Армии. На территории располагаются ветхие двухэтажки. Несколько из них снесли в 2023 году.
- Частный сектор вдоль ул. Советской Армии между ул. Матросова и пр. Коммунаров.
- Территория Потока в границах ул. Малахова, Э. Алексеевой, П. Сухова, Чеглецова. Место считается самым перспективным.
- Кварталы в районе новостроек, которые сейчас осваиваются застройщиками. Сноса аварийного жилья там не требуется.
В новой версии генерального плана, который сейчас готовится для Барнаула, под КРТ отдают еще и поля между ул. Просторной и аэропортом (Северо-Западный планировочный район). Всего 917 тыс. га, из которых 470 тыс. отводится под жилье. Это федеральная земля в распоряжении ДОМ.РФ. К застройщику она попадает через торги. Ее, по оценкам регионального замминистра по строительству Игоря Спивака, хватит на 10 лет строительства.
Когда строить будут
"Реализация проектов КРТ требует подготовки крайне важных документов, которые должны быть результатом детальной предварительной градостроительной и пространственно-экономической проработки, содержать в себе максимально широкий объем информации о территории, особенностях ее использования и ограничениях такого использования", – комментировали ранее "Толку" в барнаульском комитете по строительству.
В Барнауле к аукциону в 2024 году почти готов только участок территории Потока. Здесь предполагается построить около 170 тыс. кв. метров жилья, школу и детский сад. Заниматься этим будет инвестор – победитель аукциона.
Кроме того, барнаульские строители просят внести в новую версию генплана еще одну территорию для КРТ – Обской бульвар. Строители готовы взять на себя разработку нового проекта планировки, комментировал ранее председатель регионального Союза строителей Александр Мишустин:
"Подобная работа уже ведется, когда компания выкупает участки в застроенной части города. <…> Самое главное, чтобы строителям помогли решить вопрос инженерной и транспортной инфраструктуры. И для этого тоже есть инструмент".