В Барнауле, где двойными списаниями платы за проезд в общественном транспорте никого уже не удивишь, наметилась новая тенденция – дополнительный "сбор" по повышенному "тарифу"
В "Толк" обратилась жительница Барнаула, у которой пытались дважды списать плату за проезд в автобусе №35. Казалось бы, история рядовая – горожане уже не раз жаловались в социальных сетях на двойные и даже тройные списания с банковских карт в общественном транспорте краевой столицы. Но есть одно но: вместо 30 рублей со счета девушки пытались списать несколько больше. Почем "двойной" проезд и куда идти, если поездка вдруг подорожала, читайте в нашем материале.
35 рублей в 35-м автобусе
Оплата банковскими картами стала для пассажиров Барнаула удобной опцией. Заходя в автобус с валидатором, не нужно думать о наличии "живых" денег в кармане и пополнении транспортной карты. Однако опыт показал, что в такой системе оплаты есть свои минусы. Так, списание чаще всего производится постфактум – через какое-то время после поездки. Если умудриться потратить за это время все средства на карте, деньги не спишутся, пассажир окажется должен перевозчику, а платежный инструмент автоматически попадет в стоп-лист. Картой уже не удастся расплатиться ни в автобусе, ни в электротранспорте.
Параллельно выплыла еще одна проблема – двойные списания за одну и ту же поездку. На это жалуются многие пассажиры. Сообщения об этом иногда всплывают в социальных сетях. Даже у автора данной статьи есть несколько знакомых, в разное время столкнувшихся с такой проблемой. А в прошлом году один из горожан на условиях анонимности опубликовал пост о том, что с него пытались списать 30 рублей "целых пять раз". Безуспешно, ведь денег на карте хватило только на оплату одной поездки.
С похожей проблемой столкнулась Екатерина (фамилию девушка попросила не называть. – Прим. ред.).
"Я живу в центре города, работаю здесь же, поэтому чаще всего хожу пешком. Для меня эта поездка – один из немногих случаев, когда я пользовалась общественным транспортом. Поэтому не заметить неладное не могла", – рассказала "Толку" девушка.
Она оплатила проезд в автобусе №35 банковской картой. На счету тогда было чуть более чем на одну поездку. Спустя полчаса, будучи уже в кафе, девушка получила уведомление о списании 30 рублей в пользу получателя "Транспорт Барнаула". После этого баланс уменьшился до 23 с небольшим рублей. Через 16 минут пришло еще одно уведомление – о невозможности списать еще 35 рублей.
"Я уверена, что списание было за ту же поездку. Приехав до нужной остановки, я больше не пользовалась общественным транспортом и, разумеется, не оплачивала проезд. Но вот сумма… она какая-то странная", – заметила Екатерина.
Сигнал грядущих изменений?
Отметим, что с 1 января нового года в Барнауле подорожал проезд только в автобусах, где действуют нерегулируемые тарифы. И то не во всех. Стоимость в 35 рублей установили для маршрутов № 6, 18, 27, 29, 32, 41, 47, 50, 51, 54, 58, 59, 65, 76, 77, 78, 120, 121 и 144. Что касается общественного транспорта с регулируемыми тарифами, куда входят автобусы № 2, 9, 20, 33р, 35, 38, 40, 53, 55, 60, 70р, 73р, 75, 109,109оп, 110, 117э 150 и электротранспорт, то в них еще действует оплата в 30 рублей.
"Решение о повышении тарифов на проезд на регулируемых маршрутах принимается по результатам проведения экономических экспертиз, основываясь на документально подтвержденных расходах пассажироперевозчиков", – объяснили "Толку" в администрации города еще в конце января 2024 года.
В свете этой информации не совсем понятно, почему с жительницы Барнаула попытались списать именно 35 рублей, а не 30 рублей, как это установлено на сегодняшний день. Девушка предположила, что на фоне сбоев работы системы оплаты проезда, сумма могла "выплыть" в связи с грядущими изменениями. Но данная информация официального подтверждения не получила.
Так, в "Центртрансе" нам сообщили, что проезд в автобусе №35 действительно стоит пока 30 рублей. И терминальное оборудование в транспорте настроено "с учетом действующих тарифов и тарифных планов". Более того, сотрудники перевозчиков не могут самостоятельно менять настройки.
"Обращения пользователей о попытках списания в автобусе маршрута №35 суммы, превышающей тариф, утвержденный на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Барнаула за наличный расчет (по бесконтактной платежной карте) на предприятие не поступали", – пояснили "Толку" в Центртрансе.
Не поступали обращения и по двойным списаниям на маршрутах с регулируемыми тарифами.
"За семь лет существования в городе Барнауле электронной системы оплаты и учета проезда в общественном транспорте не установлено ни одного подтвержденного случая повторного списания денежных средств за одну и ту же поездку. В 2023–2024 годах официальных обращений пользователей о возврате повторно списанных денежных средств за совершенную поездку на предприятие не поступало", – рассказали нам в организации.
Молчание пассажиров
Получается, что жалобы есть, а официальных обращений нет. Как рассказали некоторые пассажиры, столкнувшиеся с проблемой списания лишних денег, они не стали обращаться за помощью в профильный орган. Одни посчитали, что списанные суммы не стоят потраченного времени, другие не знали, куда обращаться. Что касается Екатерины, то она решила все же поднять данный вопрос, чтобы дело начало двигаться, ведь такие сигналы наверняка помогут отладить систему.
В то же время на самом предприятии подчеркнули, что терминальное оборудование своевременно обновляется и "сбоев в его работе не обнаружено".
В пресс-службе предприятия также пояснили, что если у пользователей возникают вопросы по работе валидаторов и системы в целом, они могут обратиться в МУП "Центртранс" лично или написать письмо на электронную почту организации. Все необходимые контакты указаны на официальном сайте предприятия.
Екатерине в организации посоветовали запросить детализацию оплаты поездок через сервис "Сбер Билет" и уже с этим документом обратиться в клиентскую службу или приемную. Девушке сообщили, что для регистрации не придется вводить все данные карты, в том числе коды верификации пластикового носителя. Однако на практике оказалось, что банковскую карту нужно обязательно привязать к сервису (с внесением всех данных), заплатив возвратный 1 рубль. При этом в разных браузерах "билетный" сайт отмечен как ресурс, подключение к которому не защищено. Делиться с ним "сокровенным" девушка не стала. Дабы не рисковать, она решила повременить с детализацией и попробовать запросить ее через банк. Если все получится, она сразу же обратится на предприятие.
"Думаю, пассажирам нужно взять под контроль эту ситуацию и вовремя сообщать о случаях лишних списаний в Центртранс. Может быть, эта проблема быстро решается, просто о ней официально ничего не известно. А иначе ничего не изменится", – резюмировала собеседница "Толка".