Учитывая себестоимость перевозки пассажиров, цена одной поездки должна составлять около 60 рублей. Пойдут ли на это власти – большой вопрос, однако сам факт повышения тарифов назрел уже давно
Барнаульские перевозчики, обслуживающие так называемые "регулируемые" маршруты, обратились в мэрию краевой столицы с запросом о повышении стоимости проезда. Власти не стали спешить с решением, чтобы рассмотреть все стороны этого сложного вопроса. Один из важнейших – себестоимость городских пассажироперевозок, которая во многом стала обоснованием для возможного роста тарифа. Сами перевозчики уверены, что с учетом всех издержек, цена билета должна быть как в Москве, иначе город рискует остаться без общественного транспорта. "Толк" выслушал аргументы руководителей предприятий.
Маршрут маршруту рознь
Для начала необходимо напомнить: маршруты в Барнауле делятся на нерегулируемые и регулируемые. Если первым для повышения стоимости проезда нужно лишь уведомить о своих намерениях администрацию, то вторые должны еще и получить одобрение от мэрии. Которое, разумеется, также не дают без веских причин: перевозчикам нужно предоставить экономическое обоснование, которое в дальнейшем рассматривает соответствующая комиссия.
Как сообщил корреспонденту "Толка" директор компании "Евробус-плюс" Роман Арапов, "регулируемые" перевозчики уже подали необходимое уведомление. Теперь им остается лишь дождаться вердикта городских властей. Его должен вынести координационный совет по ценообразованию. Именно он рассмотрит все документы, обосновывающие экономику повышения тарифов.
При этом сами перевозчики признают: да, решение о подъеме стоимости проезда может быть непопулярным. Однако оно давно назрело и необходимо для того, чтобы просто помочь перевозчикам остаться на рынке и продолжить обслуживание. Иначе, возить людей будет просто некому. А потому, как считает, например, Роман Арапов, пассажирам стоит отнестись к этому с пониманием.
Дорого, но небогато
В 2022 году руководители пассажироперевозящих предприятий говорили о том, что в ценовой политике в транспортной сфере Барнаулу нужно ровняться на Москву и Санкт-Петербург. Тогда была установлена максимальная ценовая вилка в 45-60 рублей. Но с тех пор в вопросе с тарифами для "регулируемых" маршрутов мало что изменилось, чего нельзя сказать о стоимости топлива, комплектующих, уровне зарплат и т.д. Сегодня желаемый ценник несколько подрос и начинается он с 60 рублей.
"В Москве и Санкт-Петербурге стоимость проезда уже установлена в районе 60 рублей. При этом, при схожих затратах с нашими, комплектующие из-за логистики им обходятся даже дешевле", – замечает директор компании "Фрайбус Т" Владимир Заволокин.
Причем, перевозчики понимают, что столичные цены могут оказаться неподъемными для населения, поэтому для решения данного вопроса нужно найти некую "золотую середину". Однако обойтись без изменений уже вряд ли получится. По оценке самих перевозчиков, момент для повышения цен давно настал. По словам Романа Арапова за последнее время подорожали практические все товары, необходимые для работы общественного транспорта: от горючего до запчастей. Его коллега, Владимир Заволокин приводит пример: первичный вал для автобуса относительно недавно можно было приобрести за 19 тысяч рублей. Сейчас он стоит уже 56 тысяч. В очередной раз подорожало и дизельное топливо.
Связаны такие скачки, по мнению Заволокина, с санкциями и усложняющейся логистикой. При этом даже отечественные автобусы, по словам бизнесмена, во много состоят из импортных деталей. Что, опять же, делает их подверженными санкционному влиянию. Все это, как сообщил перевозчик, вынуждает бизнес идти на крайние меры: например, разбирать вполне работоспособный транспорт на запчасти.
Обновление автопарков
Эти же экономические причины вкупе с долгосрочными контрактами создают и еще один фактор, влияющий на необходимость повысить цены. Это указанное в контрактах обязательство по обновлению автопарка. Увы, "автобусного дерева", где новую технику можно было бы взять бесплатно, в природе пока не существует, замечают эксперты.
Так, в прошлом году автопарки обновили два барнаульских перевозчика – компании "Евробус-плюс" и "СолГри". На них предприятия потратили в общей сложности 66 млн рублей – 45 млн рублей и 21 млн рублей соответственно. Судя по не остывшему от ценовых кульбитов авторынку дальше будет только дороже.
Наконец, нельзя забывать и о людях, благодаря которым работает общественный транспорт. По словам Романа Арапова, в прошлом году "Евробус" уже повышал зарплаты своим работникам. И намерен в ближайшем будущем сделать это еще раз. Для чего, разумеется, нужны дополнительные финансы.
Пока власти города не спешат комментировать вероятность ценовых преобразований в сфере общественного транспорта, что вполне обосновано. Оценка себестоимости пассажироперевозок в условиях современной ситуации еще не дана. Остается ждать вердикта координационного совета по ценообразованию.
Тем временем, Барнаул готовится к выпуску в рейсы новых автобусов марки НефАЗ. Новые низкопольные машины планируют отправить по городским маршрутам в конце апреля. Об этом рассказал министр транспорта Алтайского края Антон Воронов губернатору Виктору Томенко на недавнем аппаратном совещании. 41 автобус будут обслуживать маршруты №1 и №10. Они будет работать подл эгидой нового муниципального транспортного предприятия, созданного на базе Горэлектротранса. Благодаря этому ездить барнаульцам будет все комофортнее.